Райт Фрэнк Ллойд (1867—1959)
Периоды
  • XIX в. (четвертая четверть)
  • XX в.
География
  • США
Наименование
  • Архитектура США и Канады XVIII—XXI вв.
Вид искусства
  • архитектура
Эпоха, стиль, направление
  • романтизм
  • «органическая архитектура»
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — Т.1; Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. — М.: Стройиздат, 1990; Гольдштейн А.Ф. Ф.Л. Райт. — М., 1973.
Источники
Википедия, БСЭ
Тело статьи/биографии :          Фрэнк Ллойд Райт родился в 1867 г. в американском городе Ричленд-Сентер, штат Висконсин, в семье учителя музыки. В 1886 г. посещал университет Висконсина. В 1887 г. переехал в Чикаго. В 1887—93 гг. работал у известного идеолога «чикагской школы» Л. Салливена, оказавшего решающее влияние на творчество будущего архитектора.
         В 1893 г. Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк. К 1901 г. в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов. Известность Райту приносят так называемые «Дома прерий», спроектированные им в 1900—17 гг. «Дома прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», главным принципом которой является целостность и единение с природой. Для «Домов прерий» характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада. Многие из домов в плане крестообразные, и расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, самостоятельно проектировал для них мебель, добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов прерий» являются Дом Уиллитса в Хайлэнд-парке (1902),Дом Мартина в Буффало (1903—05) и Дом Роби в Чикаго (1909). Свой собственный дом, «Талиесин», Райт построил также в стиле «Домов прерий», в 1911 г. «Талиесин» пострадал от пожаров в 1914 и 1925 гг. и полностью перестраивался, переименовываясь, соответственно, в «Талиесин II» и «Талиесин III».
         В 1910 г. во время путешествия по Германии Райт публикует свое двухтомное портфолио, и его работы становятся известны в Европе.
         В 1930-е гг. Райт начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции, продолжая противопоставлять техницистским устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой. В 1935—39 в Бер-Ране Райт строит знаменитый «Дом над водопадом» для И.Дж. Кауфмана. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался — в 1994 и 2002 гг. с добавлением дополнительных стальных опор.
         Для клиентов среднего класса Райт в этот период разрабатывает компактные, экономичные и технологичные так называемые «юсоновские» дома, развивавшие принципы, заложенные архитектором ещё в «Домах прерий» Уингспред (Резиденция Герберта Ф. Джонсона). Широкая крыша домов парила над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком. Дома проектировались, в основном, одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция давала возможность удешевить строительство.
         В этот период Райт строит и общественные здания, среди которых наиболее известна Штаб-квартира компании «Джонсон Вакс» (1936—39) в Расине. Основой конструкции является центральный зал с «древовидной» колоннадой, в которой каждая колонна расширяется кверху. Структуру дерева повторяет и лаборатория — её помещения группируются вокруг центрального ядра-«ствола», несущего шахты лифтов, а плиты перекрытий чередуются по форме — квадратные плиты образуют каркас здания, в который вписываются круглые плиты. Освещение через систему полупрозрачных стеклянных трубок способствует созданию атмосферы «святости» рабочего места.
         В поздний период творчества в целом ряде построек Райт отказывается от прямого угла как от «искусственной» формы и обращается к спирали и циркульной окружности (Греческая Ортодоксальная церковь Благовещения в Милуоки, 1956).
         Апофеозом творчества Райта стал Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943—59). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.
         Всего Райт построил 363 дома.

изображения: