Нимейер Оскар (1907—2012)
Периоды
  • XX в.
  • XXI в.
География
  • Южная Америка
Вид искусства
  • архитектура
Эпоха, стиль, направление
  • модернизм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Источники
http://ru.wikipedia.org/
Тело статьи/биографии :          Оскар Нимейер родился в1907 г. в Рио-де-Жанейро. В 1934 г. окончил Национальную художественную школу в Рио-де-Жанейро. С 1935 г. работал в мастерской Лусиу Косты.
         В 1936 г. Нимейер вошел в состав группы бразильских архитекторов, работавших вместе с Корбюзье над проектом здания Министерства образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. В 1939 г. Нимейер стал руководителем проекта. В том же году Костой и Нимейером был построен павильон Бразилии на Всемирной выставке 1939 г. в Нью-Йорке.
         1940-е годы — время нарастающей творческой активности Нимейера. По его проектам построены гостиница в Ору-Прету (1940), ресторан, яхт-клуб, казино, отель и церковь св. Франциска Ассизского в Пампулье (1942—43); банк «Боа-Виста» (1946) в Рио-де-Жанейро, учебный авиационно-технический центр в Сан-Жозе-дус-Кампус (1947—53). В 1947 г. Нимейер принимал участие в проектировании здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.
         Нимейер стремится к созданию эмоционально насыщенной и динамичной формы, к построению необычных для архитектуры того времени живописных, нередко криволинейных композиций (ярким примером является ресторан в Пампульи), которые расширили бы ее формальный арсенал. Новаторское значение имели его выступления против догматизированного представления о функции как о единственном источнике «современных» форм и новой эстетики. Утверждение ценности формы у Нимейера вытекает из отношения к выразительности как к одной из функций сооружения и из веры в содержательность архитектурного образа, в его способность, «пробуждая в людях вдохновение, мечты и поэзию, нести народу прогрессивные идеи и веру в его созидательные и преобразовательные возможности» (Нимейер. «Архитектура и общество»). Именно это, по его мнению, определяет роль формы как гуманизирующего элемента архитектуры. Уже в 40-е гг. Нимейер провозгласил новое для архитектуры того времени соотношение функции, конструкции и формы, где форма, с одной стороны, производна и выявляет функцию в ее конструктивном воплощении, а с другой — дает функции и конструкции жизнь, в большой степени определяя их конкретное решение. Нимейер заявлял: «По-нашему, архитектура должна быть функциональной, но прежде всего прекрасной и гармоничной», призывая к ломке формальных стереотипов, к новизне композиционных решений.
         К постройкам 1950-х годов относятся собственный дом Нимейера в пригороде Рио-де Жанейро (1953), больница «Южная Америка» в Рио-де-Жанейро (1952—59), жилой дом «Башня Нимейера» (1954) и жилой комплекс им. Кубичека (1951—62) в Белу-Оризонти, здание кондитерской фабрики (1950), бизнес-центр «Монтреал» (1950), жилые дома «Эйфель» (1955) и «Копан» (1951—65), комплекс международной выставки (1951—54) в Сан-Паулу. Из крупных нереализованных проектов этого времени следует отметить музей современного искусства в Каракасе (1955), спроектированный в виде перевёрнутой четырёхгранной пирамиды.
         С 1957 г. по генеральному плану Лусио Косты Нимейер осуществляет застройку будущей новой столицы — города Бразилиа, который начал строиться по инициативе президента Бразилии Жуселину Кубичека. Выразительность этой застройки достигнута контрастом необычных по форме (купольные, пирамидальные, чашеобразные объёмы, стреловидные колонны) сооружений правительственного центра и подчёркнуто строгих геометрических форм жилых комплексов. По проектам Нимейера в Бразилиа построены Президентский дворец Алворада (1958), «Палас-отель» (1958), Дворец Планалту (1960), Дворец Верховного суда (1960), Дворец Национального конгресса (1960), корпуса министерств (Министерство иностранных дел, 1970; Министерство обороны, 1974), кафедральный собор (1960—70), национальный театр им. Клаудиу Сантору (1960—66), гостиница «Насионал» (1962), больница (1962), Дворец Правосудия (1962), резиденция вице-президента (1974).
         Важнейшей заслугой Нимейера были поиски национального своеобразия современной архитектуры Бразилии. Истоки самобытности мастер видел в специфике природно-климатических условий страны и ее культурных традиций. В стремлении к свободе он создавал близкую темпераментному характеру бразильцев динамичную и живописную архитектуру. Ее отличает открытость — как образная, смысловая, так и физическая: мягкость перехода от интерьера к внешнему пространству через открытые террасы, лоджии, навесы, использование стеклянных ограждений. Для архитектуры Нимейера характерны пластичность, выразительность и теплота. Он одним из первых увидел и реализовал художественные возможности монолитного железобетона. Несмотря на остроту и необычность, проекты Нимейера всегда детально разработаны, функционально и конструктивно обоснованны, зачастую сообщая функции неожиданное, но весьма рациональное воплощение. Нимейер постоянно стремится к обогащению архитектурной формы — к пластике и контрастным сопоставлениям объёмов, к динамичности членений, к разработке фактуры поверхностей, к введению цвета, а также к включению в архитектурную композицию произведений смежных искусств.
         Во время военной диктатуры Нимейер жил в эмиграции во Франции (1964—85), посещая Бразилию лишь с короткими визитами; при этом строительство общественных зданий Бразилиа продолжается по его проектам. В этот период он проектирует и строит ряд общественных зданий в Гане, Ливане, Франции, Италии, Алжире. В Рио-де-Жанейро Нимейер строит здание издательства «Маншете» (1967), отель «Насионал» (1971), станцию метро «Саенс Пенья» (1979), центр карнавала (1983—84); в Бразилиа — мемориал президента Кубичека (1980), Пантеон (1985) и Мемориал Латинской Америки (1987).
         После свержения военной диктатуры в 1985 г. Нимейер вернулся на родину. В 1992—96 гг. он был Председателем Коммунистической партии Бразилии. В 1996 г., в возрасте 89 лет, Нимейер построил Музей современного искусства в Нитерое. В 2000-е годы по проектам Нимейера построены Музей Нимейера в Куритибе (2001—02), аудитория Ибирапуэра в Сан-Паулу (2002, по проекту 1951), Национальный музей и библиотека в Бразилиа (2006, по проекту 1958), культурный центр Нимейера в Гоянии (2006), Кабо-Бранко в Жуан-Песоа (2008). В 2006 г. в Астурии (Испания) был возведен Культурный центр Нимейера, названный в честь автора проекта.
         Нимейер — лауреат Международной Ленинской премии «3а укрепление мира между народами», награжден орденом Дружбы «за большой вклад в развитие российско-бразильских отношений». Почётный член АХ СССР (1983) и зарубежный почётный член Российской академии художеств. Убежденный коммунист, член Бразильской коммунистической партии. Член Президиума Всемирного Совета Мира.

изображения: