Заголовок карточки
Старание Петра Великого иметь хороших живописцев из своих подданных. Из «Подлинных анекдотов о Петре Великом, собранных Яковом Штелиным». 1785
Название ресурса (варианты)
Подготовка живописцев и архитекторов за границей в начале XVIII в.
Аннотация : Яков Яковлевич Штелин (1709—1785) — известный деятель Санкт-петербургской Академии наук, много сделавший для развития живописи и искусства гравирования в России. Был выписан из Дрездена в 1735 г. В Петербурге Штелин познакомился с представителями русской знати. Среди них, по его словам, «находилось тогда еще много таких, которые не только были в службе при ПЕТРЕ Великом, скончавшемся только за десять лет пред тем, но и короткое имели с ним обхождение». Штелин стал собирать так называемые «анекдоты» об императоре. В то время слово «анекдот» имело не то значение, что теперь: так называли короткий занимательный рассказ об историческом деятеле.

Штелин верно заметил, что «…почти все свидетели, которых имена под каждым Анекдотом означены, один после другого померли, и сии известия о ПЕТРЕ Великом были бы погребены вместе с ними, если б любопытство мое не сохранило их от забвения и не предало потомству». К концу жизни он сумел собрать 142 анекдота. Впервые они были опубликованы на немецком языке в 1785 г. На русском языке книга Штелина выдержала несколько изданий.

Архитектору Михаилу Григорьевичу Земцову принадлежит история (анекдот) о получении живописцем Иваном Никитиным и другими молодыми людьми из России художественного образования в чужих краях.

См. подробнее о  портрете Петра I работы И.Н. Никитина.

Автор
  • Петр I Алексеевич (Великий) - российский император
  • Штелин, Яков Яковлевич - историк русского искусства, гравер
Периоды
  • XVIII в. (первая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Наименование
  • Старание Петра Великого иметь хороших живописцев из своих подданных. Из «Подлинных анекдотов о Петре Великом, собранных Яковом Штелиным» 1785
Тип ресурса
документы
Исторический период
  • Новое время
Тип исторического источника
  • Письменный источник
  • Изобразительный источник
Тема
  • культура
  • частная жизнь
  • внутренняя политика
  • общество
  • быт
Образовательный уровень
  • основная школа
  • углубленное изучение
Библиография: Богословский М. Быт и нравы русского дворянства в I половине XVIII века. — М., 1906; Богословский М. Русское общество и наука при Петре Великом. — Л. 1926; Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. — М.: Просвещение, 1972; Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII — начала XIX вв.: Учеб. Пособие для ист. спец. вузов. — М.: Изд-во МГУ, 1983; Кузнецова Н.И. Социальный эксперимент Петра и формирование науки в России // Вопросы философии. 1989. № 3. С. 49—64; Карпов Г.М. Русская культура на пороге новой эпохи XVII в. — М., 1994; Князьков С.А. С.-Петербург и санкт-петербургское общество при Петре Великом. — СПб., 1914; Лотман Ю.М. Беседы по русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начала XIX века). — СПб.: Искусство, 1996; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. — М.: Издательская группа «Прогресс-культура», 1994; Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. — М., 2001; Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1982; От Средневековья к Новому времени: Сб. статей. — М.: Ин-т Рос. истории, 1992. Черная Л.А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени. (Философско-антропологический анализ русской культуры XVII — первой трети XVIII века). — М., 1999; XVIII век. Вып. 1—18. — Л.: Наука. Ленингр. отд., 1958—1993.
Территория
Российская империя
Народ
русские
Персоналии
Еропкин, Петр Михайлович, архитектор; Захаров, Александр, живописец; Земцов, Михаил Григорьевич, архитектор; Никитин, Иван Никитич, живописец, портретист; Матвеев, Андрей, живописец, портретист, иконописец; Петр I Алексеевич, российский император
Источники
Штелин, Яков Яковлевич. Подлинные анекдоты о Петре Великом, собранные Яковом Штелиным. Ч. 1—2. 2-е изд., вновь испр. — М.: Тип. Решетникова, 1820. С. IV, VII, 185 – 187; Изобр. — http://rusportrait.narod.ru/gal11/1_1_52-5.htm
Тело статьи/биографии :

Старание Петра Великого иметь хороших живописцев из своих подданных


ПЕТР Великий во время пребывания своего в Амстердаме, зашедши некогда к секретарю своему Никитину, чтобы нечто ему приказать, не застал его дома, а нашел только сына его, мальчика лет 14, который, увидев государя, спрятал в карман лист бумаги. Государь спросил у него, какую бумагу хотел он от него спрятать? Мальчик вынул ее из кармана и показал на ней государю худой рисунок, который он для упражнения и для забавы снимал с голландского эстампа. ПЕТР Великий, приметивши в сем мальчике отменную склонность к рисованью, спросил у него, хочет ли он рисовать и учиться живописи? Мальчик отвечал, что он имеет великую к тому охоту, если б только кто-нибудь его учил. «Хорошо, — сказал государь, — я тебе учителя доставлю»; и через несколько дней потом в самом [С. 185] деле отдал его на 6 лет к одному из лучших живописцев в Амстердаме учиться. Всякой год должен он был присылать к его величеству опыты своей работы, из которых можно было видеть успехи его в живописи. Сей ученик со временем сделался искусным историческим живописцем. В некоторых петербургских церквах и поныне еще находится несколько прекрасных картин его работы; особливо ж между оными достойно внимания изображение Распятия Христова, которое императрица ЕЛИСАВЕТ ПЕТРОВНА пожаловала своему обер-егермейстеру графу Разумовскому в домовую его церковь, в так называемом Аничковом дворце, где оно и поныне еще находится между прочими картинами.

По возвращении со второго своего путешествия ПЕТР Великий выбрал несколько молодых людей из русских и отправил их отчасти в Голландию, отчасти ж в Италию, учиться живописи и архитектуре. Между первыми находились четверо, которые по возвращении отличались от прочих в исторической живописи и принесли честь своему отечеству, а именно: Матвеев, Александр Захаров, Иван Меркурьев и Васильевский; а из других Земцов и Ероп-[С. 186]кин. Первые писали прекрасные картины в прекрасном вкусе, которые находятся в разных церквах в Петербурге и Москве; другие ж построили несколько церквей и других публичных зданий самой лучшей итальянской архитектуры.

Вид вспомогательного материала
  • Историческая справка
Вид исторического источника
  • Историческое сочинение
  • Произведение искусства

документы:

статьи:

изображения:

биография: