Заголовок карточки
Указ императрицы Екатерины II о секуляризации монастырского землевладения. 26 февраля 1764
Аннотация : Попытка провести секуляризацию (от лат. saecularis — мирской, светский) монастырских имений была предпринята уже в царствование Петра III. Указ от 21 марта 1762 г. объявил об изъятии земель и крестьян у монастырей и передаче их в казну.

После восшествия на престол Екатерины II этот указ был назван «святотатственным посягательством» на монастырские вотчины, «неполезным учреждением». Но уже в конце 1762 г. императрица начала подготовку реформы церковного землевладения. 18 февраля 1764 г. была воссоздана Коллегия экономии, на которую возложили непосредственное проведение секуляризации.

26 февраля 1764 г. вышел указ о секуляризации церковных владений. Все имения Синода, архиерейских кафедр и монастырей, во владении которых находилось свыше 900 тыс. крестьянских душ мужского пола и 8,5 млн десятин земельных угодий, поступали в казну и передавались в управление Коллегии экономии. Монастырям были оставлены только небольшие сады, огороды и пастбища. Бывшие монастырские крестьяне получили название экономических. Им вменялось в обязанность платить в казну оброк, из которого казна выплачивала определенную сумму на содержание монастырей и архиерейских домов.

Документ публикуется в извлечении.

Автор
  • Екатерина II — российская императрица
Периоды
  • XVIII в. (третья четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Наименование
  • Указ императрицы Екатерины II о секуляризации монастырского землевладения. 26 февраля 1764
Тип ресурса
документы
Исторический период
  • Новое время
Тип исторического источника
  • Письменный источник
  • Изобразительный источник
Тема
  • внутренняя политика
  • экономика
  • религия
  • общество
Образовательный уровень
  • основная школа
  • углубленное изучение
Библиография: Беляевский М.Т. Крестьянский вопрос России накануне восстания Е.И. Пугачева. — М. 1965; Дружинин Н.М. Просвещенный абсолютизм в России // Абсолютизм в России (XVII — XVIII вв.). — М., 1964; Императрица Екатерина II. О величии России. — М.: ЭКСМО, 2003; Тарановский Ф.В. Политическая доктрина в Наказе имп. Екатерины II // Сборник статей по истории права, посвященный М.Ф. Владимирскому-Буданову. — Киев, 1904.
Территория
Российская империя
Народ
русские
Персоналии
Анна Иоанновна, российская императрица; Екатерина I Алексеевна, российская императрица; Екатерина II Алексеевна, российская императрица; Петр I Алексеевич, российский император; Петр III Федорович, российский император
Язык оригинала
русский
Источники
Составитель - Пелевин Ю.А.; текст - Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. XVI. № 12060. С. 549—553; изобр. — http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/catherine_great/74.shtml
Тело статьи/биографии :

Указ императрицы Екатерины II о секуляризации монастырского землевладения. 26 февраля 1764

 

Объявляем всенародно. Прадед наш, блаженные и вечнодостойные памяти, государь царь и великий князь Алексей Михайлович, в 1649 году учреждая правосудие в подданном своем народе, усмотрел количество имений духовных не по намерению подателей употребляемое, помышлять начал о распоряжении оных и обращении на действительные дела церкви христовой; но приемник его, наш вселюбезнейший дед, император Петр Великий, с первых лет своего царствования то самое дело произвел. Сей высоких дарований государь в 1701 году, генваря 31 дня обращать начал указом своим все имения недвижимые духовные на истинную пользу душеспасительную, для которой благочестивые податели награждали церковь Божию в империи нашей. Он повелел графу Мусину-Пушкину взять оные под свое ведение, и распорядить на благолепие церковное и на достодолжное и незазорное содержание алтарю служащих, а остатки посвятить определил на учреждение училищ духовных, на пропитание отечеству послужившим и оставшимся в старости, ранах и болезнях, бедным и неимущим. Но чтобы удобнее желаемого конца достигнуть, в 1720 году составил он Духовный регламент, и все сии спасительные дела предал в исполнение тем же властям духовным, под правлением учрежденного тогда Синода. В 1724 году, генваря 20 дня повелел он описать, сколько за осми-гривенным подушным окладом останется из духовных вотчин во всем государстве хлеба для содержания нищих, сирот и монахов, им служащих, також де службу Божию и на училища; а потом, генваря 22 дня учредил Камер-коллегию для всех с имений духовных сборов, полагал штаты на епархии и монастыри на соборы и прочие церковные места, а остатки употребить на гошпитали; почему у Синода с Сенатом были тогда рассуждения, и определено того же 1724 года Монастырский приказ переименовать Камер-конторою с принадлежащим к ней учреждением. Но не судил Бог сего столь благоугодного дела довершить великого духа монарху, а кончиною его осталося все оное без исполнения. Вследствие чего, бабка наша, блаженные памяти государыня императрица Екатерина Алексеевна 1726 года, июля, 12 дня и сентября, 26 повелела быть Коллегии экономии синодального правления и в первом указе все дела духовные всероссийской церкви оному препоручила, а земские и экономию всех церковных деревень в правление отдала той Коллегии единственное. То самое подкрепляемо было повторяемыми указами при покойной императрице Анне Иоанновне в 1736 и 1738 годах, доколе Синод при вселюбезнейшей нашей тетке, в бозе почивающей императрице Елизавете Петровне, сам испросил ту Коллегию экономии в 1744 году отставить, а своим надзиранием обязался размножать экономию и употреблять доходы с вотчин духовных по намерению родителя ее. Но, не достигши и чрез то до совершения, понудило е. и. в. в 1757 году, сентября 30 дня присутствуя в Конференции объявить, что монастыри, не имея власти употреблять доходы церковные инако, как на положенные законами родителя ее расходы, суетное себе делать затруднение управлением деревень, а иногда и налогами, отчего и крестьяне их приходят в ослушание; и потому начала было в том, родителя своего делать распорядки; однако ж блаженная и ее кончина достигнуть того не допустила.

Таковое было действие и старание о распоряжении на дела богоугодные имений духовных, от времени государя императора Петра Великого чрез 63 года, в бозе почивающих до нас монархов; но для чего оное конца своего не достигло, о том мы не исследываем, а осталося нам, как видим, судьбами божиими, приняв скипетр в империи нашей перво всего утвердить в народе те дела спасительные церкви нашей православной, о которых столь много прежде было помышлено. Мы, в воздание божиего к нам благословения, одно то положили на сердце, чтоб общее народа нашего благо нашим собственным благополучием почитать.

Для сих причин, в прошлом 1762 году, ноября, 29 числа, учредили мы при дворе нашем духовную комиссию, состоящую из трех духовных персон и из пяти светских, которой повелели быть под нашим единственным ведением, снабдив оную довольною от нас инструкциею, за нашим собственноручным подписанием, и помощию сего департамента, по нашим часто даваемыми резолюциями и повелениями, по многим той комиссии докладам, достигли мы совершить следующее:

1) Понеже в камер-коллежской ведомости, по последней ревизии оказалось всех архиерейских, монастырских и церковных крестьян 910 866 душ, и управление столь великого числа деревень духовными, часто переменяющимися властями, происходило тем самим домам архиерейским и монастырским тягостное, а временем, или за расхищением служками, или за незнанием прямого хозяйства деревенского, беспорядочное и самим крестьянам разорительное; сверх же того многие епархии, монастыри, соборы и белое священство так были не уравнены, что одни перед другими весьма малые доходы, а другие и никаких не имели, то мы учредя Коллегию экономии, повелеваем от сего времени принять ей все оные вотчины, со всеми казенными в них наличностьми, под свое ведение и управление. А яко комиссия за сходственное и удобное крестьянам без отягощения их нашла, и о том нам свое мнение представила, чтоб на каждую душу, вместо всех архиерейских и монастырских, пашенных и сенокосных работ, и всякого рода хлебных и других окладов, положить оброку денежного по полтора рубли с души, то мы оное комисское представление, утвердя, повелели но тому окладу и начать собирать с сего 1764 года, генваря, с 1 числа; а вместо того,

2) Все архиерейские домы, и мужские и девичьи монастыри, имевшие за собою до сего времени вотчины, разделили на три класса, на которые, так как и на вотчинные и ружные соборы и церкви, сделали особенные штаты и в них именно означили, сколько домов архиерейских и мужеских и девичьих монастырей в тех классах по древним их степеням быть; сколько соборов и церквей ружных, и что по тем штатам из Коллегии экономии в каждой из них, вместо денежной суммы отпускать всякий год должно.

3) С некоторого времени, отступя от прежнего порядка, посвящалися архиепископы, епископы, архимандриты и игумены не по степеням их епархии и монастырей, но для сохранения древнего обыкновения, в первые два класса. Мы ныне определяем архиепископов, а в третий посвящать указали епископов: тоже и в монастырях повелели; в первых двух классах быть архимандритам, а в третий посвящать игуменов.

4) Для вспоможения в Новогородской епархии оставили по прежнему викарием одного епископа, которому жительство определили в Олонце, а в Московской вновь учредили викарием же другого, и дом свой архиерейский иметь ему в Севске повелели; по чему и на сих двух епископов особливый домам их штат положили; и таким образом все оные домы архиерейские, монастыри и соборы, так как и церкви ружные снабдили известным доходом денежным годовым, который они получать будут от Коллегии экономии, без всяких бывших до сего времени хлопот и трудностей, налагающих им бремя управлением деревень. А чтобы не лишены были архиерейские домы выгод, к домостроительству их служащих, то мы повелели каждому архиерейскому дому по близости определить загородные дворы, рыбные ловли и земли для сена и пастьбы лошадей и скота довольные.

5) Белое священство во всем нашем государстве, каждому известно, в каком до сего времени находится еще неустройстве. Наше главное попечение, чтоб учреждением полезных училищ во всех епархиях положить впредь такое основание, по которому бы мало помалу священники при церквах не токмо способнее были поучениями просвещать простой народ, по и своим образом жития пример подавать поучаемому народу в вере спасительной, от которой истекает все благонравие и доброе согражданство. Но понеже еще сей части учреждения мы не совершили, а уповаем с Божиею помощью и то к желаемому концу вскоре привести, то предварительно ныне избавили мы только все помянутое белое священство от сбору им разорительного данных денег с церквей, который прежними патриархами был установлен, и по сие время в отягощение священству продолжался, и оный вовсе сложили; так как собираемую часть хлеба с монастырей 20-ю, а с церквей 30-ю, на семинарии, к немалому оскудению того же священства до сего бывшие отставили, а определили вместо оной на училища от той же Коллегии экономии знатную повсягодно денежную отпускать сумму; которая тогда будет известна, когда наше учреждение о семинариях в народ объявится; причем мы не оставим и о других выгодах до благосостояния того белого священства, по приличию их сана, полезные учинить определения.

6) В вышеупомянутых штагах мы определили сумму на содержание церквей, их благолепие и всякого сана и достоинства алтарю служащим, на повсягодное довольствие, где дали пристойное пропитание и чужестранным духовным, которые за православие или изгнаны от других иноверных, или, по неимуществу в отечестве их пропитания, в нашей империи убежища по единоверию себе ищут; а напоследок и штат жалованью святейшего Синода и его в Москве конторе из тех же в коллегию доходов определили, так как и дом патриарший синодальный удовольствовали.

7) За таковыми знатными расходами, единственно к славе имени Божия служащими, оставалось нам самое важное устроить, о чем предки наши, в бозе почивающие монархи, столь долговременно паче всего трудилися, а именно, дабы часть доходов определить от тех имений, которыми благолюбивые податели церкви Божия наградили, больным, престарелым, дряхлым, и за веру и любовь, по ревности к отечеству, в тяжкой военной, морской и сухопутной службе раны понесшим. Сами пастыри духовные в церкви поучают, сколь великая есть жертва Богу, разумевать на нища и убога и ведать скорбь их и болезни, а паче от службы без пропитания изнемогших и оставшихся, и коликого вечного воздаяния от Бога, каждый христианин надеется за призрение таковых должен. Кольми паче мы принявши от небесных сил бремя правительства всех наших народов, к устроению таких дел одолжаемся, и не церковь ли сама, питая нищих и болящих, сей дар в снедь им принести от избытков своих долженствует? Для того мы знатную годовую сумму от той же Коллегии экономии определили на пенсии верно и долговременно служившим и без пропитания оставшимся офицерам, на инвалидов, на госпитали, богадельни и на многие по смерть временные дачи, також де вдовам и сиротам, и всего более 250.000 рублей в год к тому назначили, так как то особливо в расписаниях находится, нами конфирмованных…


Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. XVI. № 12060.

Вид вспомогательного материала
  • Историческая справка
Вид исторического источника
  • Законодательный или нормативный акт
  • Произведение искусства

документы:

биография:

изображения:

статьи: