Заголовок карточки
Феодосий Печерский о католичестве. Около 1069
Аннотация :

Рукописная традиция донесла до нашего времени целый ряд сочинений Феодосия Печерского (ок. 1036 — 3 мая 1074) — основателя Киево-Печерского монастыря. Большинство его творений составляют поучения к инокам.

Особое место среди духовных чад Киево-Печерского игумена занимал великий князь киевский Изяслав Ярославич, внук крестителя Руси Владимира I. О близких взаимоотношениях князя и преподобного говорится в житии Феодосия.

Известны два послания Феодосия к князю: с наставлениями по поводу поста и о том, как надо относиться к латинянам, то есть католикам («Слово святаго Феодосья игумена Печеръскаго монастыря о вере крестьянской и о латыньской»). Мы публикуем второе поучение, написанное, предположительно, в 1069 году и использованное в «Повести временных лет» — в так называемом «исповедании веры».

«Послание к князю о вере латинской» интересно тем, что дает представление, в чем древнерусское монашество видело расхождение с западноевропейским христианством. И поучения инокам, и поучения князю, обращенные в свое время к конкретным историческим лицам, со временем превратились в наставления для всех православных христиан.


Публикуемое изображение Феодосия Печерского — фрагмент иконы «Богоматерь Печерская (Свенская)» (1288, ГТГ). Это самый ранний из дошедших до нас иконных ликов преподобного. См. подробнее об иконе.
Автор
  • Феодосий Печерский - игумен, святой
Периоды
  • XI в. (четвертая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Наименование
  • Феодосий Печерский о католичестве. Около 1069
Тип ресурса
документы
Исторический период
  • Средневековье
Тип исторического источника
  • Письменный источник
Тема
  • культура
  • частная жизнь
  • религия
  • общество
Образовательный уровень
  • основная школа
  • углубленное изучение
Библиография:

Еремин И.П. Литературное наследие Феодосия Печерского // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР. Т. 5. — Л., 1947; Житие Феодосия Печерского // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI — начало XII века. / Вступ. ст. Д.С. Лихачева. Сост. и общая ред. Д.С. Лихачева и Л.С. Дмитриева. — М.: Худож. лит., 1978.

Гудзий Н.К. О сочинениях Феодосия Печерского // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сб. статей к 70-летию акад. М.Н. Тихомирова. — М., 1963; Висковатый К. К вопросу об авторе и времени написания «Слова к Изяславу о Латинех» // Slavia, 1939. Вып. 4; Орлов А.С. Древнерусская литература XI—XVI веков. — М.; Л., 1937; Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян: (XI—XV вв.). — М., 1875; Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. — СПб., 1913; Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. — М., 1977.

Территория
Русь
Народ
русские
Персоналии
Феодосий Печерский, Изяслав Ярославич, князь киевский
Язык оригинала
древнерусский
Язык перевода
русский
Источники
Составитель – Пелевин Ю.А.; текст – Библиотека литературы Древней Руси. Т. I. XI—XII века. — СПб.: Наука, 1997. С. 447—449.
Тело статьи/биографии :

Послание к князю о вере латинской
того же Феодосия к тому же Изяславу

Я, Федос, худой монах, раб пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, в чистой и правоверной вере рожденный и воспитанный в добре и законе правоверным отцом и матерью-христианкою, учившими меня следовать доброму закону и нравам православных, вере же латинской не приобщаться, не соблюдать их обычаев, и от причастия их отвращаться, и никакого учения их не слушать, и всех их обычаев и нравов гнушаться и блюстись; дочерей своих не давать за них замуж, ни у них дочерей брать; ни брататься с ними, ни кланяться им, ни целовать его; и из одной посуды не есть, и не пить с ним, и не брать у них пищи. Им же, когда они просят у нас есть или пить Бога ради, давать есть и пить, но из их собственной посуды. Если же не будет у них посуды, давать и в своей, только потом, вымыв, сотворить над ней молитву. Ибо неправо они веруют и нечисто живут: едят со псами и кошками, пьют свою мочу и едят ящериц, и диких коней, и ослов, и удавленину, и мертвечину, и медвежатину, и бобровое мясо, и бобровый хвост. В говенье мясо разрешают во вторник первой недели поста. Чернецы их едят сало и постятся в субботу, и, попостившись, вечером едят молоко и яйца. А за грехи не у Бога просят прощения, но прощают попы их за мзду. Попы же их законным браком не женятся, но со служанками детей приживают и служат при этом невозбранно. И епископы их наложниц держат и на войну ходят. И на опресноке служат <Божественную службу>. Икон не целуют, ни мощей святых. А крест целуют: простершись, чертят его на земле и потом, встав, попирают ногами. Мертвеца же кладут на запад ногами, а руки его <вдоль тела> полагают, а не складывают на груди. Два брата у них, женясь, берут двух сестер. А крестят в одно погружение, а мы — в три. Мы, крестясь, мажемся миром и маслом, а они соль сыплют крещаемому в рот. Младенцев именами святых не нарекают, но как прозовут родители, в то имя и крестят.

Еще же называют Духа Святого исходящим от Отца и от Сына. Мы же не говорим: и от Сына. И много еще другого, что плохо у них, неправо и развращенно; погибели полны и вера их, и дела; чего и жиды не творят, то они делают, многажды и в савелианскую ересь уклоняются.

Сказал мне отец: «Хранись, чадо мое, от кривоверных и от всех их затей, понеже наполнилась и наша земля людьми злой той веры. Да, спасая, спасет свою душу, кто в праведной вере живет. Нет другой такой веры лучше нашей единой чистой и честной святой православной веры. Сей верою живя — грехов избыть и вечной муки избегнуть, вечной жизни причастником стать и без конца со святыми радоваться. А сущему в иной вере, в латинской ли, в арменской или сарацинской — тому не увидеть вечной жизни и со святыми части не получить.

Не подобает хвалить чужой веры. Если кто чужую веру хвалит, то становится он свою веру хулящим. Если же начнет непрестанно хвалить и свою и чужую, то окажется держащим двоеверие и недалеко от ереси. Ты, чадо, блюдись от таких деяний, не свыкайся с ними, но бегай от них, сколько можешь, и одну свою веру непрестанно хвали, подвизаясь в ней добрыми делами.

Милостыней же милуй всякого, не своей только веры, но и чужого. Когда видишь нагого или голодного, страждущего от зимней стужи или какой беды, будь он жидовин или сарацин, болгарин или еретик, латинин или язычник — всякого, как можешь, помилуй и от беды избавь, и не останешься без Божьего воздаяния. Бог ведь и сам в этой жизни сохраняет и язычников, и христиан. Язычникам и иноверным в нынешнем веке дано попечение от Бога, в будущем же чужды они будут благого воздаяния. А мы, живущие в правой вере, и здесь пребываем Богом соблюдаемы, и в будущем веке будем спасаемы Господом нашим Исусом Христом».

Сказал мне отец: «Чадо, если придется тебе умирать за эту святую веру Господа ради, то не оставь правой сей веры, но с дерзновеньем умри за веру Христову. Ибо святые, — сказал он, — умерли за веру, а теперь вот живут во Христе. И ты, чадо, если узришь каких-нибудь иноверцев, стязающихся с православными о вере и стремящихся соблазном отвести от правой веры несведущих верных, то ты, многосведущий, не скрой в себе своего знания, а помоги правоверным против кривоверных. Если поможешь им, то как овец избавишь их от уст львиных. Если же промолчишь, это равносильно тому, как если бы, отняв у Христа, предал ты их сатане, ибо тот научил кривоверных кривой их вере.

И если скажет тебе спорящий с тобой: „Бог дал и ту, и другую веру“, ты ему, чадо, скажи: „Ты, кажется, мнишь, кривоверный, что Бог двоеверен! Не слышал ли, окаянный, развращенный злой верою, как гласит Писание: 'Един Бог, едина вера, едино крещение'. И Господь сказал: 'Так надлежит нам исполнить всю волю', и только когда он исполнил все, тогда вознесся, а учеников послал на проповедь. Ты, столько лет по апостольской проповеди державший православную веру, совратился в зловерие наущением сатаны. Не слышал разве Павла, глаголющего: 'Если и ангел, придя с небес, благовестит вам иначе, чем мы благовестили, да будет проклят'. А вы, отринувши апостольские заповеди и предание святых отцов, приняли неправедное учение и веру развращенную, исполненную многой погибели. Потому и от нас отвержены. Потому и не подобает нам иметь с вами общения, ни к Божественным Тайнам сообща приступать, ни вам к нашей службе, ни нам к вашей, ибо на мертвом теле служите, будто мертвым Господа помышляюще. А мы совершаем службу телом живым, видя самого Господа, живого и одесную Отца сидящего; и снова приидет судити живым и мертвым. Мертвые вы, о латиняне, мертвую жертву совершаете. Мы же, Богу принося жертву живую, чистую и непорочную, сподобимся обрести живот вечный. Так ведь и писано: 'Воздается каждому по их делам о Христе'“».

Вид вспомогательного материала
  • Иллюстрация
Вид исторического источника
  • Литературный памятник
  • Публицистика