Заголовок карточки
Апофеоз царствования Екатерины II. Худ. Г. Гульельми. 1767
Аннотация : Екатерина II любила лесть и восхваление своей персоны. Это нашло многочисленное отражение в изобразительном искусстве эпохи ее правления. Примером придворного низкопоклонничества перед всесильной монархиней может служить эскиз плафона «Апофеоз царствования Екатерины II». Он был детально проработан и предназначался для Большого зала Екатерининского дворца в Царском Селе, но роспись плафона не была осуществлена.

В центре композиции представлена Екатерина II в традиционном для аллегорических изображений с ее участием образе Минервы, богини мудрости, но с царскими регалиями и голубой лентой ордена Андрея Первозванного через плечо. По сторонам от нее расположены фигуры, олицетворяющие духовную и светскую власть, а также аллегории Мира и Благоразумия. Царствование Екатерины представляется как время расцвета наук и искусств, о чем призваны напомнить фигуры Живописи, Музыки, Архитектуры и Астрономии у подножия ее трона. Богатство и процветание страны олицетворяют женская фигура со снопом — Плодородие — и Меркурий, бог торговли и покровитель ремесел, держащий рог изобилия, полный золотых монет. С обеих сторон к трону стремятся полные благодарности народы, населяющие империю, а в облаках изображены святые покровители России, процветающей под властью Екатерины II.

См. подробнее — Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756

Автор
  • Гульельми, Грегорио - итальянский художник
  • Екатерина II — российская императрица
Периоды
  • XVIII в.
  • XVIII в. (третья четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Наименование
  • Апофеоз царствования Екатерины II. Худ. Г. Гульельми
Тип ресурса
изображения
Исторический период
  • Новое время
Тип исторического источника
  • Изобразительный источник
Тема
  • культура
Образовательный уровень
  • основная школа
  • углубленное изучение
Библиография: Дворцы и парки города Пушкина. Альбом. — Л., 1985; Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. [Альбом-монография]. — Л., 1985; Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Пригороды Ленинграда. Архитектурно-художественные памятники XVIII—XX веков. — Л.: Искусство, 1985; Ласточкин С.Я., Рубежанский Ю.Ф. Царское Село — резиденция российских монархов: Архит. и воен.-ист. очерк. — СПб., 2000; Музеи и парки Пушкина. 6 изд. — Л., 1980; Семенникова Н. Пушкин. Дворцы и парки. 2 изд. — Л., 1987.

Аркин Д.Е. Б. Растрелли. — М., 1954; Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в ХVIII и ХIХ веках. — СПб., 1994; Денисов Ю.М., Петров А.Н. Зодчий Растрелли: Материалы к изучению творчества. — Л., 1963; Евсина Н.А. Пути развития стиля в русской архитектуре середины XVIII столетия // Русский классицизм второй половины XVIII — начала XIX века. — М.: Изобразительное искусство, 1994; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. — М.: Высшая школа, 1999; Козьмян Г.К. Франческо Бартоломео Растрелли // Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век. — СПб., 1997; Курбатов В.Я. Значение графа Бартоломео Растрелли в истории русского зодчества // Зодчий. 1907. № 45; Павлуцкий Г. Творчество Растрелли в области церковного зодчества // Искусство, живопись, графика, художественная печать. 1912. № 1/2; Франческо Бартоломео Растрелли: Архитектурные проекты из собрания Гос. музея истории С.-Петербурга: Каталог. — СПб., 2000.

Территория
Российская империя
Народ
русский
Источники
Составитель – Пелевин Ю.А.; изобр. – http://monarch.hermitage.ru/
Вид исторического источника
  • Произведение искусства

документы:

биография:

изображения:

статьи: