Заголовок карточки
Воздушный шар братьев Монгольфье над дворцом Версаля. 19 сентября 1783. Гравюра, раскрашенная от руки. Ок. 1783
Аннотация :

Первый полет воздушного шара, построенного братьями Жозефом и Этьенном Монгольфье (Montgolfier), состоялся 5 июня 1783 г. во Франции, в городе Видалон-лез-Анноне. Воздушный шар, получивший впоследствии название «монгольфьера», был наполнен горячим дымом и достиг высоты около 1800 м.

Второй полет был продемонстрирован в Версале перед королевской семьей 19 сентября 1783 г. Овца, утка и петух стали первыми пассажирами на борту воздушного аппарата.

21 ноября 1783 г. аэростат с экипажем из двух человек пролетел над Парижем. Это был первый в истории науки и техники полет человека на летательном аппарате.

Автор
  • Монгольфье, Жозеф и Этьенн - братья, французские изобретатели аэростата
Периоды
  • XVIII в.
  • XVIII в. (четвертая четверть)
Географический рубрикатор
  • Зарубежная Европа
  • Франция
Наименование
  • Воздушный шар братьев Монгольфье над дворцом Версаля. 19 сентября 1783. Гравюра, раскрашенная от руки
Тип ресурса
изображения
Исторический период
  • Новое время
Тип исторического источника
  • Изобразительный источник
Тема
  • наука и техника
  • культура
Образовательный уровень
  • основная школа
  • углубленное изучение
Библиография: Анощенко Н.Д. Воздухоплаватели. — М., 1960; Энциклопедия: авиация. — М., 1994.
Территория
Франция
Народ
французы
Источники
Составитель – Пелевин Ю.А.; текст – http://history.rin.ru/cgi-bin/history.pl?num=3617; Изобр. - http://memory.loc.gov
Тело статьи/биографии :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1782 году братья Жозеф и Этьенн Монгольфье решили продемонстрировать в кругу родных и знакомых изобретенное ими средство, с помощью которого можно подняться в воздух. Этим средством оказалась наполненная дымом оболочка в виде шара диаметром 3,5 метра. Успех был ошеломляющий. Оболочка продержалась в воздухе около 10 минут, поднявшись при этом на высоту почти 300 метров, и пролетела по воздуху около километра. Окрыленные (или одымленные) успехом, братья решили показать изобретение широкой публике. Они построили огромный воздушный шар, диаметром более 10 метров. Демонстрация воздушного шара состоялась 5 июня 1783 года в присутствии большого числа зрителей. Шар, наполненный дымом, устремился ввысь. Специальный протокол, скрепленный подписями должностных лиц, засвидетельствовал все подробности опыта. Так впервые официально было заверено изобретение, открывшее путь воздухоплаванию.

В то же время молодому французскому физику профессору Жаку Шарлю было предписано подготовить и провести демонстрацию своего летательного аппарата. Шарль был уверен, что дымный воздух - это не лучше решение. Он считал, что гораздо больше выгоды сулит использование водорода, так как он легче воздуха. В качестве легкой оболочки, способной длительное время держать летучий газ, Шарль использовал легкую шелковую ткань, покрытую раствором каучука в скипидаре. 27 августа 1783 года на Марсовом поле в Париже стартовал летательный аппарат Шарля. На глазах 300 тысяч зрителей он устремился ввысь и вскоре стал невидимым. Когда кто-то из присутствовавших воскликнул: "Какой же во всем этом смысл?!" - известный американский ученый и государственный деятель Бенджамин Франклин, находившийся среди зрителей, заметил: "А какой смысл в появлении на свет новорожденного?" Замечание оказалось пророческим. На свет появился "новорожденный", которому было предопределено великое будущее.

Успешный полет аэростата Шарля не остановил братьев Монгольфье. Работая день и ночь, они построили к 19 сентября воздушный шар, и чтобы произвести еще больший эффект, братья прицепили к воздушному шару клетку, куда посадили овцу, утку и петуха. Это были первые пассажиры в истории воздухоплавания. Воздушный шар оторвался от помоста и устремился ввысь, а через восемь минут, проделав путь в четыре километра, благополучно опустился на землю. Братья Монгольфье сделались героями дня, были удостоены наград, а все воздушные шары, в которых для создания подъемной силы использовался дымный воздух, стали с того дня именоваться монгольфьерами.

Каждый полет воздушных шаров братьев Монгольфье приближал их к заветной цели - полету человека. Построенный ими новый шар был крупнее: высота 22,7 метра, диаметр 15 метров. В нижней его части крепилась кольцевая галерея, рассчитанная на двух человек. В середине галереи был подвешен очаг для сжигания крошеной соломы. Находясь под отверстием в оболочке, он излучал тепло, подогревавшее воздух внутри оболочки во время полета. Это позволяло сделать полет более длительным и в какой-то мере управляемым. Король Франции Луи XVI запретил авторам проекта принимать личное участие в полете. Столь рискованную для жизни задачу, по его мнению, следовало поручить двум преступникам, приговоренным к смертной казни. Но это вызвало бурные протесты Пилатра де Розье, активного участника постройки монгольфьера. Он не мог смириться с мыслью о том, что в историю воздухоплавания войдут имена каких-то преступников, и настаивал на личном участии в полете. Разрешение было получено. Другим "пилотом" стал поклонник воздухоплавания маркиз д'Арланд. И вот 21 ноября 1783 года человек наконец-то смог оторваться от земли и совершить воздушный полет. Монгольфьер продержался в воздухе 25 минут, пролетев около девяти километров.

Стремясь доказать, что будущее воздухоплавания принадлежит шарльерам (так называли аэростаты с оболочками, наполненными водородом), а не монгольфьерам, профессор Шарль понимал, что для этого нужно осуществить полет людей на шарльере, причем более эффектный, чем полет братьев Монгольфье. Создавая новый аэростат, он разработал ряд проектно-конструкторских решений, которые затем использовались на протяжении многих десятилетий. Построенный им шарльер имел сетку, обтягивавшую верхнюю полусферу оболочки аэростата, и стропы, с помощью которых к этой сетке подвешивалась гондола для людей. Для управления высотой полета использовались специальный клапан в оболочке и балласт, хранящийся в гондоле. Был предусмотрен и якорь для облегчения посадки на землю. 1 декабря 1783 года шарльер диаметром более девяти метров взял старт в парке Тюильри. На нем отправились профессор Шарль и один из братьев Робер, принимавших активное участие в работах по постройке шарльеров. Пролетев 40 километров, они благополучно опустились возле небольшой деревеньки. Затем Шарль в одиночку продолжил путешествие. Шарльер пролетел пять километров, забравшись на небывалую для того времени высоту - 2750 метров. Пробыв в заоблачной вышине около получаса, исследователь благополучно приземлился, завершив, таким образом, первый в истории воздухоплавания полет на аэростате с оболочкой, наполненной водородом.

Вид вспомогательного материала
  • Историческая справка
Вид исторического источника
  • Произведение искусства