Заголовок карточки
Федор Алексеевич – русский царь. Хромолитография, выполненная с парсуны второй половины 1670-х гг. 1840-е гг. Биографическая справка
Аннотация :

В «Древностях Российского государства», изданных в середине XIX столетия, помещен прижизненный портрет государя Федора Алексеевича и дано подробное описание его внешности.

Хромолитография, выполненная с парсуны второй половины 1670-х гг.

Автор
  • Федор Алексеевич - русский царь
Периоды
  • XVII в. (третья четверть)
  • XVII в. (четвертая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Тип ресурса
биография
Исторический период
  • Средневековье
Тип исторического источника
  • Изобразительный источник
Тема
  • внутренняя политика
Образовательный уровень
  • основная школа
  • углубленное изучение
Библиография: Богданов А.П. В тени Великого Петра. – М.: АРМАДА, 1998; Богданов А.П. Федор Алексеевич // Романовы. Исторические портреты. Книга первая. Михаил Федорович - Петр III / Сост. А.Н. Сахаров. – М.: АРМАДА, 1997; Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии. Т. 1. — М., 1940; Замысловский Е.Е. Царствование Федора Алексеевича. Ч. 1. – СПб, 1871; История СССР с древнейших времен до наших дней. Т.3. — М., 1967; Костомаров Н.И. Царь Федор Алексеевич // Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Репринтное воспроизведение издания 1873-1888 гг. Кн. ll. – М., 1991; Никольский В.К. «Боярская попытка» 1681 // Исторические известия. 1917. № 2; Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. – Ростов н/Д., 2004; Седов П. В. Закат Московского царства, царский двор конца XVII века. – СПб.: Петербургский институт истории, Изд-во «Дмитрий Буланин», 2006; Энциклопедия российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и регалии. Титулы / Под ред. В.Бутромеева. – М., 2000.
Территория
Российское государство
Народ
русские
Персоналии
Федор Алексеевич, русский царь
Язык оригинала
русский
Источники
Составитель – Пелевин Ю.А.; изобр. – Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению Государя императора Николая I. В 6 отд. / Рис. выполнены акад. Ф. Солнцевым. — М., [1846—1853]. Отд. IV. № 8.
Тело статьи/биографии :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На изображении виден возмужалый царь, с длинными прямыми усами и небольшой густой бородой, полный жизни и силы, тогда как, по свидетельству современников Федора, «от самой юности он был слаб и расстроен здоровьем», что даже Мальгин в «Зерцале российских государей» отличает сего царя названием Чахлого, или Чахотного. Окладом лица Федор не похож на другое изображение, здесь приложенное; костюмами своими они также разнятся между собой. На нем кафтан с дорогами и поясом, усеянный драгоценными камнями; на подоле с левой стороны у кафтана прорамка, или шнитц. Утварь сия, как видно, богатейшая из хранившихся на Казенном дворе. Голова царя украшена двойной короной с крестом наверху; на пальцах одной руки два, а на второй три перстня, какие надевали государи в больших выходах.

Во внешнем его облике выражается царское величие и сановитость. Левой рукой он опирается на стол, покрытый тканью красного цвета, а в правой держит четырехконечный крест, с каким изображаются византийские императоры в знак верности своей Иисусу Христу. Из примера великого князя Всеволода Юрьевича обнаруживается, что великие князья наследникам своим вручали крест и меч. Так, поставляя старшего своего сына Константина на княжение в Новгород, он вручил ему честный крест и меч со следующими словами, переданными нам в летописи: «Се ти буди схранник, а мечь прещенье и опасенье». При торжественных случаях и выходах державцы Русской земли являлись с крестом не только на персях, но и в руке, как залогом непобедимые победы, оружием мира и вместе напоминанием о присяге союзников, подручников и подданных, которые им целовали крест. Примеры тому найдем в событиях отечественной истории и лицевых изображениях. Так, ослепленный Василько в 1099 г. явился на поле битвы с крестом в руках. «Клятвопреступник! — воскликнул он к Святополку, — видишь ли мстителя? Святый крест да будет между нами судиею!» С крестом Василий Шуйский, вскоре после умерщвления Самозванца, в 1606 г.5, вступил в Кремль, а царь Алексей Михайлович из Литовского похода имел также торжественное шествие в Москву как победитель, с крестом в руке, с каким он изображен на современном ему портрете в санкт-петербургской Романовской галерее. С крестом в руках написаны на стенах церковных и на древних портретах великие князья и цари.

К наряду царя принадлежат красные остроносые сапоги, вероятно, из хуза, или сафьяна; подобные видны на князьях, на миниатюрной картине Святославова «Изборника».

Как в доличном, так особенно в лицевом выказывается ловкость и отработка кисти художника, по-видимому, иностранца. Что же касается движения, то, как говорят живописцы, «фигура не стоит». Из дел о царских зографах XVII века открывается, что иногда лицевое писал один художник, а доличное — другой: различие приемов заметно и в этом портрете.

Вид исторического источника
  • Произведение искусства

статьи:

изображения: