Заголовок карточки
Поход Ермака в Сибирь. 1580–1585.
Фрагмент или часть
Татары находят тело Ермака. 13 августа 1584. Фотолитография с рисунка в Кунгурской летописи II половины XVII в. 1880
Аннотация :

В Кунгурской летописи рассказывается, как татары нашли в Иртыше тело предводителя казацкого войска и как они над ним глумились.

Текст летописи приведен под изображением.

Автор
  • Ермак Тимофеевич – атаман, предводитель похода в Сибирь
Периоды
  • XVI в. (четвертая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
  • Азия
Наименование
  • Кунгурская летопись. II половина XVII в.
Тип ресурса
изображения
Исторический период
  • Средневековье
Тип исторического источника
  • Письменный источник
  • Изобразительный источник
Тема
  • военное дело
  • внешняя политика
Образовательный уровень
  • основная школа
  • углубленное изучение
Библиография: Бахрушин С.В. Научные труды. Т. 3. Ч. 1. – М., 1955; Мирзоев В.Г. Присоединение и освоение Сибири в исторической литературе XVII в. – М., 1960; Сергеев В.И. У истоков сибирского летописания // Вопросы истории. 1970. № 12.

Абрамов Н.А. Ермак, покоритель Сибири. 1581—1584 г.: Исторический очерк. — М., [1867]; Бахрушин С.В. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI и XVII вв. // Бахрушин С.В. Научные труды. Т. 3. Ч. 1. — М., 1955; Ермак: Краткий очерк завоевания Сибири. [Для народных училищ]. — СПб., 1872 (То же. СПб., 1875); Ермак покоритель Сибири. — М., 1914. — (Общество ознакомления с историческими событиями России); Ермак Тимомофеевич: Слав. сын земли русской: Летописные материалы, народные песни, предания / [Сост. и авт. примеч. В.П. Кругляшова]. — Свердловск, 1989; Зименко В.М. «Покорение Сибири Ермаком». Картина Сурикова. — М.; Л., 1948; История Сибири. Т. 1. — Л., 1968; Копылов Д.И. Ермак. — Иркутск, 1989; Копылов Д.И. Ермак. — Иркутск, 1989; Краткая сибирская летопись (Кунгурская) со 154 рисунками. – СПб.: Типография Ф.Г. Елеонского и К°, 1880; Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. 1. — М.; Л., 1937-1941; Преображенский А.А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI — начале XVII века. — М., 1972; Сергеев В.И. К вопросу о походе в Сибирь дружины Ермака // Вопросы истории. 1959. № 1; Скрынников Р.Г. Ермак. — М., 1992; Фишер И. Э. Сибирская история с самаго открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием… - СПб., 1774; Шашков А. Сибирский поход Ермака: хронология событий 1581—1582 гг. // Уральский государственный университет: Известия. 1997. № 7.

Территория
Российское государство, Сибирское ханство
Народ
русские, татары
Персоналии
Ермак (Ермолай)Тимофеевич, казачий атаман, завоеватель Сибири
Источники
Составитель – Пелевин Ю.А.; изобр. – Краткая сибирская летопись (Кунгурская) со 154 рисунками. – СПб.: Типография Ф.Г. Елеонского и К°, 1880. Л. 27 об.
Тело статьи/биографии :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кунгурская летопись. II половина XVII в.

Когда утонувший Ермак в 13 день августа всплыл, то принесло его иртышской водой к берегу под Епанчинские юрты. А татарин Якыш, Бегишев внук, ловивший рыбу и наживляющий перемет, увидел, бродя под берегом, человеческие ноги, и накинув петлю из переметной веревки на ноги, вытащил на берег. Когда [Якыш] увидел одетые панцири и понял, что [тот] не из простых, так как знал, что многие из казаков утонули, побежал в гору в юрты, оповещая жителей, и быстро созвал всех, да увидят случившееся.

Поняли все по панцирям, что [это] Ермак, зная, что государь прислал ему два панциря, которые и увидели. Когда же начал [их] снимать с него Кайдаул мурза, то пошла кровь изо рта и из носа, как из живого человека. А Кайдаул ожидая, пока не перестанет течь кровь живая, как старший, понял, что это человек Божий, и положил его нагого на лабаз, и послал послов по окрестным городкам, пусть приходят увидеть нетленного Ермака, источающего кровь живую, и отдал, проклиная, во отмщение рода своего. И это удивительно, что знают христианского Бога, пребывающего в веках и дарующего славу Бога.

Тогда же начали объезжать по приказанию всех: кто бы ни пришел, пусть вонзит стрелу в мертвое ермаково тело. Когда же вонзали, то кровь живая текла. Птицы же летали вокруг, не смея прикоснуться к нему. И лежал на лабазе 6 недель до 1 дня ноября, пока из отдаленных мест не пришли Кучум с мурзами и кондинские, и обдоринские князья и не вонзили стрелы свои, и кровь из него текла, как из живого, а многим басурманам и самому царю Сейдяку являлся в видениях, да погребут. Некоторые из-за этого сошли с ума и именем его и до настоящего времени божатся и клянутся. И настолько чудотворен и страшен, что когда разговаривают в беседах между собой, то без слез не обходится.

И называли его богом, и погребли по своему обычаю на Баишевском кладбище под украшенной сосной. А панцири его разделили пополам: один отдали в дар Белогорскому идолу, а взял его князь Алач, тот был по всем городам известен; 2-й отдали Кайдаулу мурзе <...> Кафтан же взял Сейдяк царь, а пояс с саблей дали Караче. И собрали абызам на поминки 30 быков, 10 баранов и начали совершать жертвоприношение по своему обычаю, поминающе, говорили: "Если бы ты жив был, избрали бы своим царем, а то видим тебя умершим, забытого русского князя".

Краткая сибирская летопись (Кунгурская) со 154 рисунками. – СПб.: Типография Ф.Г. Елеонского и К°, 1880. С. 29-30.  

 

Вид исторического источника
  • Летопись
  • Произведение искусства

документы:

изображения:

биография: