NAAD6F29CE6AC4B8CB68CD8E5204E5158
Автор
  • Куперен, Франсуа
Заголовок карточки
Куперен, Франсуа (1668-1733)
Периоды
  • XVII в. (третья четверть)
  • XVII в. (четвертая четверть)
  • XVIII в. (вторая четверть)
  • XVIII в. (первая четверть)
Географический рубрикатор
  • Франция
Комментарий : Куперен (Couperin) Франсуа (10.11.1668, Париж, — 12.9.1733, там же), французский композитор, органист и клавесинист. Происходил из рода, давшего в 17—18 вв. несколько поколений музыкантов; был прозван «великим Купереном». Основное место в наследии Куперена занимают пьесы для клавесина, отличающиеся мелодичностью, изяществом. Его творчество — вершина французского клавесинного искусства. Куперену принадлежит трактат «Искусство игры на клавесине» (1716). Полное собрание сочинений Куперена в 12 тт. издано в Париже (1932 — 33).
Образовательный уровень
  • основная школа
Источники
http://blankov.narod.ru; http://www.rubricon.com
Эпоха, стиль, направление
  • рококо
Тело статьи/биографии:

Франсуа Куперен (Couperin)родился 10 ноября 1668 в Париже в потомственной музыкальной семье церковного органиста Шарля Куперена. Первым его учителем был отец; затем музыкальные занятия продолжались под руководством органиста Ж. Томлена. В 1685 году Франсуа Куперен занял должность органиста в церкви Сен-Жерве, где ранее работали его дед Луи Куперен и отец. С 1693 года началась также деятельность Франсуа Куперена при королевском дворе - как педагога, затем органиста придворной капеллы, камер-музыканта (клавесиниста).

Куперен выступал как клавесинист и органист, сочинял музыку для концертов и для церкви, аккомпанировал певцам и давал уроки музыки членам королевской семьи. Одновременно он не оставлял частных уроков и сохранял за собой должность органиста в церкви Сен-Жерве. Хотя прижизненная и посмертная слава Куперена связана в основном с его заслугами композитора-клавесиниста, им написано немало произведений для камерного ансамбля (концерты, трио-сонаты), а среди его духовных сочинений есть две органные мессы, мотеты и так называемые "Lecons des Tenebres" ("Ночные чтения"). Почти вся жизнь Куперена прошла в столице Франции или в Версале. Биографических подробностей о нем сохранилось крайне мало. Скончался Куперен 12 сентября 1733 года в Париже.

Музыкальный стиль Куперена сложился главным образом в традициях французской школы клавесинистов, как это всецело подтверждается содержанием его трактата "Искусство игры на клавесине" (буквально "Искусство касаться клавесина" - "L art de toucher le clavecin", 1716). Вместе с тем в творчестве Куперена французский клавесинизм достиг высокой степени зрелости: в нем наилучшим образом выявились едва ли не все художественные возможности, наметившиеся в данной творческой школе. Всего Купереном написано более 250 пьес для клавесина. За малым исключением они вошли в сборники 1713, 1717, 1722 и 1730 годов. Созданные в пределах по крайней мере тридцатилетия (1690-е годы - 1726), эти пьесы отличаются удивительным единством и цельностью художественного стиля.

Пьесы Куперена в большинстве монообразны, но их цельность и характерность основаны, в отличие от композиционных принципов итальянских инструментальных циклов и итальянской оперы, не на выделении круга типичных образов, а на нюансировании тех или иных характерных образных штрихов из великого их множества. Это стоит ближе к эстетике рококо, которая вообще не чужда Куперену, хотя он и не ограничен ею.

В сравнении со своими предшественниками Куперен много шире пользуется возможностями клавесина, свободнее распоряжается звучностями во всем его диапазоне, двумя мануалами большого инструмента (на них специально рассчитаны пьесы "croisee", то есть с перекрещиваниями), всесторонне разрабатывает клавесинную фактуру, активизирует голосоведение (при определяющем значении гомофонного склада), усиливает общую динамику внутри пьесы, уделяет пристальнейшее внимание орнаментике.

Хотя искусство Куперена в целом более всего определяется спецификой клавесинизма, композитор несомненно проявлял интерес и к камерному ансамблю. Им написаны в 1714-1715 годах два цикла концертов для камерных составов: "Королевские концерты" (4) и "Новые концерты" (или "Примиренные вкусы", 10). В предисловиях к этим сочинениям Куперен сообщал, что они созданы для маленьких камерных концертов при дворе и исполнялись там известными музыкантами (сам он играл на клавесине). В состав ансамбля входили: скрипка, флейта, гобой, басовая виола и фагот. По характеру музыки эти концерты, однако, не слишком отличаются от пьес для клавесина. Они в сущности сюитны по композиции, не лишены влияний театра, их части снабжены программными названиями по аналогии с теми, какие встречаются в клавесинных ordres.

Вокальные произведения у Куперена совсем немногочисленны. Выделяются среди них "Trois lerons de Tenebres" (1715) - песнопения для одного и двух голосов, связанные с богослужениями на страстной неделе.

Современниками Куперена были французские композиторы-клавесинисты Луи Маршан (1669-1732), Г. Ле Ру (1660-1717), Ж. Ф. Дандрие (1682-1738) и некоторые другие. Их искусство развивалось в том же русле творческой школы с предпочтением программных пьес малой формы, с интересом к традиционным и новомодным танцам. И хотя у каждого из них были на этом пути и свои индивидуальные достижения, творчество Куперена бесспорно выразило свое время с наибольшей полнотой, какая оказалась доступна клавесинизму в его специфически французском преломлении.

музыкальные фрагменты:

биография композитора: