NAAD6F29CE6AC4B8CB68CD8E5204E5158
Автор
  • Корелли, Арканджело
Заголовок карточки
Корелли, Арканджело (1653—1713)
Периоды
  • XVII в. (третья четверть)
  • XVII в. (четвертая четверть)
  • XVIII в. (первая четверть)
Географический рубрикатор
  • Италия
Комментарий : Корелли (Corelli) Арканджело (17.2.1653, Фузиньяно, — 8.1.1713, Рим), итальянский скрипач, композитор, дирижёр, педагог. Основоположник итальянской скрипичной школы. Автор ансамблевых и сольных произведений для скрипки; трио-сонат (4 сборника, изд. 1681—94), сонат для скрипки с басом (изд. 1700), ансамблево-оркестровых кончерти гросси (изд. 1714). Сонаты Корелли явились образцами концертного скрипичного стиля, его кончерти гросси сыграли большую роль в формировании классической оркестровой музыки. В своих произведениях Корелли часто использовал народные танцевальные и песенные формы. Современники отмечали яркую, выразительную игру Корелли. Среди его учеников — итальянские скрипачи П. Локателли, Дж. Сомис и др.
Образовательный уровень
  • основная школа
Источники
http://blankov.narod.ru; http://www.rubricon.com
Тело статьи/биографии:

Арканджело Корелли (Corelli)родился 17 февраля 1653 года в Фузиньяно, неподалеку от Болоньи, в интеллигентной семье (отец его умер еще до рождения сына). Музыкальное дарование его выявилось рано, а развивалось оно под прямым воздействием болонской школы: юный Корелли овладел в Болонье игрой на скрипке под руководством Джованни Бенвенути. В 17 лет Корелли был избран членом болонской "академии филармоников". Однако он недолго пробыл затем в Болонье и в начале 1670-х годов перебрался в Рим, где и прошла затем вся его жизнь. В Риме молодой музыкант еще пополнил свое образование, изучая контрапункт с помощью опытного органиста, певца и композитора Маттео Симонелли из папской капеллы. Музыкальная деятельность Корелли началась сперва в церкви (скрипач в капелле), затем в оперном театре Капраника (капельмейстер). Здесь он выдвинулся не только как замечательный скрипач, но и как руководитель инструментальных ансамблей. С 1681 года Корелли начал публиковать свои сочинения: до 1694 вышли четыре сборника его трио-сонат, которые принесли ему широкую известность. С 1687 по 1690 год он стоял во главе капеллы кардинала Б. Панфили, а затем стал руководителем капеллы кардинала П. Оттобони и организатором концертов в его дворце.

В отличие от большинства итальянских музыкантов своего времени Корелли не писал опер (хотя и был связан с оперным театром) и вокальных сочинений для церкви. Он был полностью погружен как композитор-исполнитель только в инструментальную музыку и немногие ее жанры, связанные с ведущим участием скрипки. В 1700 году был опубликован сборник его сонат для скрипки с сопровождением. В течение многих лет Корелли занимался с учениками. К числу его воспитанников принадлежат композиторы-исполнители Пьетро Локателли, Франческо Джеминиани, Дж. Б. Сомис. Скончался Корелли в Риме 8 января 1713 года. 12 его концертов (concert i grossi) вышли в свет уже посмертно в 1714 году. Творческое наследие Корелли по тому времени не столь уж велико: 48 трио-сонат (в упомянутых четырех сборниках, ор. 1-4), 12 сонат для скрипки с сопровождением ор. 5 и 12 "больших концертов" (concerti grossi) op. 6.


Для современников Корелли его имя было связано с болонской школой, хотя он покинул Болонью еще совсем юным. Преемственность между молодым композитором и болонскими мастерами представляется бесспорной. Но дальше, находясь в Риме, приобретая большой опыт музыкальной деятельности, знакомясь со многими сочинениями итальянских и зарубежных композиторов, Корелли уже шел своим путем. Только через 10 лет он впервые решился опубликовать свои произведения. В целом творческий путь Корелли, если и соприкасается в известной степени с направлением его болонских современников, то все же не вполне совпадает с ним. Корелли оказывается в итоге более целеустремленным, чем болонцы, более последовательным в разработке наследия XVII века; он более широко и свободно развивает его традиции - и вместе с тем приходит к более " ровным", более гармоничным творческим достижениям в своей области.

музыкальные фрагменты:

биография композитора: