NAAD6F29CE6AC4B8CB68CD8E5204E5158
Автор
  • Верстовский, Алексей Николаевич
Заголовок карточки
Верстовский, Алексей Николаевич (1799—1862)
Периоды
  • XIX в. (вторая четверть)
  • XIX в. (первая четверть)
  • XIX в. (третья четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Комментарий : Верстовский Алексей Николаевич [18.2(1.3).1799, имение Селиверстово Тамбовской губернии, — 5(17).11.1862, Москва], русский композитор и театральный деятель. С 9 лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Петербург, занимался у Дж. Филда и Д. Штейбельта (фортепьяно), Ф. Бёма и Л. Маурера (скрипка), брал также уроки пения, композиции. В 1823 поселился в Москве, в течение 35 лет занимал ведущее положение в её театральной жизни. С 1825 инспектор музыки, с 1830 инспектор репертуара императорских московских театров. В 1848—60 управляющий конторой Дирекции императорских московских театров. Верстовский способствовал повышению художественного уровня спектаклей, обогащению репертуара, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров, оркестровых музыкантов.
Образовательный уровень
  • основная школа
Источники
http://www.rubricon.com
Тело статьи/биографии:

Верстовский Алексей Николаевич [18.2(1.3).1799, имение Селиверстово Тамбовской губернии, — 5(17).11.1862, Москва], русский композитор и театральный деятель. С 9 лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Петербург, занимался у Дж. Филда и Д. Штейбельта (фортепьяно), Ф. Бёма и Л. Маурера (скрипка), брал также уроки пения, композиции. В 1823 поселился в Москве, в течение 35 лет занимал ведущее положение в её театральной жизни. С 1825 инспектор музыки, с 1830 инспектор репертуара императорских московских театров. В 1848—60 управляющий конторой Дирекции императорских московских театров. Верстовский способствовал повышению художественного уровня спектаклей, обогащению репертуара, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров, оркестровых музыкантов.

В творчестве композитора центральное место занимают музыкально-сценические произведения. Верстовский — один из основоположников жанра русской оперы-водевиля; он написал более 30 опер-водевилей, в том числе «Бабушкины попугаи» (текст Н. И. Хмельницкого, 1819), «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), «Две записки, или Без вины виноват» (совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева, 1827). Работа Верстовского над водевилями подготовила его оперное творчество. В созданных композитором 6 операх — «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832), «Громобой» (1854, постановка 1857) и др. — народное русское начало сочетается с романтизированной театр фантастикой. Лучшая из опер Верстовского — «Аскольдова могила» (1835) благодаря яркости музыкально-сценических образов, доходчивости музыки, построенной на бытовом романсово-песенном материале, завоевала огромную популярность. Эта опера — значительное явление русской музыки 1-й половины 19 в. В творчестве Верстовского высокого развития достиг жанр русской вокальной баллады. Лучшие из его баллад — «Чёрная шаль» (слова А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (слова В. А. Жуковского) и др. — отличаются яркой театральностью (исполнялись на сцене в виде театрализованных представлений в сопровождении оркестра).

Верстовскому принадлежит статья «Отрывки из истории драматической музыки», напечатанная в «Драматическом альбоме для любителей театра и музыки» (1826, изд. В. совместно с А. И. Писаревым). Верстовский издал также два «Музыкальных альбома» (на 1827, на 1828).

биография композитора: