Автор
  • Ведель, Артемий
Заголовок карточки
Херувимская
Периоды
  • XVIII в. (четвертая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Артемий Ведель, церковный композитор конца царствования Екатерины, жил скромно и незаметно: пел в церковных хорах, работал в капеллах вельмож и закончил свою короткую жизнь скромным иноком, удалившимся от дел. Его церковные сочинения иные называют слишком безыскусными, напоминающими чуть ли не домашние поделки. Другим его сентиментальный тон, его несомненная искренность кажутся едва ли не новым словом в церковном искусстве. Этот разнобой мнений отражает разное отношение верующих к Богу: в древнерусском искусстве Господа понимали скорее как строгого Бога-отца, взыскующего и далекого в своем величии. В XVII столетии в партесном пении, в многоголосном хоровом искусстве с его тяжеловесной торжественностью, Бог и верующий были разделены самою этой пышностью и многословием. И только в XVIII веке, когда в русском искусстве возобладали светские мотивы, Вера стала делом интимным и личным, а Господа стали понимать как самую милосердную, самую любящую душу на свете, к которой можно припасть в минуту душевной скорби и поделиться сокровенным. Эта новая трактовка Веры и Бога стала главной темой творчества Артема Веделя.

Херувимская – жанр традиционный в православном обиходе. Она символизирует единение верующего с Господом в самые тягостные моменты его пути – во время шествия на Голгофу и во время погребения. Этот жанр предельно лиричен, сочувствен, и в нем Ведель был более чем в других жанрах сам собой. Мелодия его херувимской еле заметно сбивается с шага, «спотыкается», как бы в память о восхождении Господа к месту казни. Однако потом мелодия разливается широко и свободно, она становится похожа на украинскую народную песню, в ней появляются те самые лирические, теплые интонации, которые во множестве можно встретить и в русской городской лирике, и в романсах Глинки и Чайковского. Так устанавливается близость, органическая связь между православным и светским, между искусством церковным и искусством камерным: эта связь особо характеризует русскую культуру, где любовь к ближнему и любовь к Богу порой сливаются и становятся нераздельны.

Образовательный уровень
  • основная школа
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Ведель, Артемий. Херувимска. Конец XVIII в/459.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Хор Киевской государственной консерватории, руководитель П. Муравский
Название сочинения
" Херувимская"
Жанр сочинения
  • духовный концерт
Эпоха, стиль, направление
  • классицизм
Инструмент
хор a capella
Название фрагмента
Херувимская
Время звучания
02.20

музыкальные фрагменты:

биография композитора: