Автор
  • Доницетти, Гаэтано
Заголовок карточки
Романс Неморино из оперы «Любовный напиток»
Периоды
  • XIX в. (вторая четверть)
Географический рубрикатор
  • Италия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Главный герой комической оперы «Любовный напиток» поет романс, изливая свою печаль по поводу предстоящей свадьбы своей возлюбленной Адины. Он поет в полночь при свете луны, а наутро Адина должна выйти замуж за другого. Однако печаль Неморино легка, и ничто не предвещает серьезных неприятностей. Так и есть: Неморино неожиданно получает наследство, Адина неожиданно признается ему в любви, а бывший ее жених так же неожиданно спокойно принимает свой несчастливый жребий – комедия есть комедия, и грустная тень, которую набросил композитор на романс Неморино, еще лучше оттеняет незатейливый, исполненный милых подробностей и шуток развлекательный сюжет. В итальянской опере времен ее расцвета, в музыке Россини, Беллини и Доницетти, все комедии и трагедии были в меру сентиментальны, чтобы комедия не становилась слишком смешной, а трагедия слишком печальной: всякое зрелище должно было пленять красотой и навевать приятные мысли.

В этой атмосфере окончательно оформилось искусство бельканто, буквально означающее «прекрасное пение», ради которого, собственно, и разыгрывались все эти незамысловатые драмы и комедии. Мастера бельканто умели всякую музыкальную мысль одеть в изящную форму, чтобы музыка легко запоминалась и чтобы слушателю хотелось ее бесконечно повторять. Именно таков знаменитый романс Неморино, похожий на итальянскую серенаду закругленностью и чеканными очертаниями мелодических фраз. Здесь Доницетти следует известному рецепту «итальянских хитмейкеров»: зачин или начальный мотив, затем легкий контраст (здесь он похож на легкий вздох, на котором голос слегка задерживается), повторение первой мысли (здесь оно подобно небольшой развивающей части, потому что повторение не точно, не буквально). И, наконец, кульминация: сдерживаемое чувство прорывается, преграды падают, и голос летит легко и свободно, будто вырвавшись из оков – в романсе Неморино такова последняя часть темы, когда мелодия, преодолев заключенную в ней легкую грусть, одним махом перебирается в мажор, высветляется, и завершается на упоенной, счастливой ноте. Все на свете популярные мелодии лирического плана в той или иной мере используют эту идею, потому что она оптимальна для нашего слуха: здесь старое и новое, ожидаемое и неожиданное так естественно дополняют друг друга, что мелодия помимо нашего желания западает в память. Принцип действия популярных мелодий, секрет их притягательности открыт давно, но мелодии, сравнимые по красоте с этой, никогда не перестанут появляться: ведь справедливо сказано, что искусство – это чуть-чуть. Чуть-чуть изобретательности, чуть-чуть вдохновения – и старая формула наполняется новым смыслом и живет в веках так же, как и сегодня живет романс Неморино, написанный сто семьдесят лет назад.

Образовательный уровень
  • основная школа
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Доницетти, Гаэтано. Романс Неморино из оперы «Любовный напиток». 1832/485.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Л.Паваротти
Место создания
Италия
Название сочинения
Романс Неморино из оперы «Любовный напиток»
Жанр сочинения
  • ария
Эпоха, стиль, направление
  • романтизм
Инструмент
симфонический оркестр, вокал (тенор)
Название фрагмента
Романс Неморино из оперы «Любовный напиток»
Время звучания
04.49

биография композитора:

музыкальные фрагменты: