Автор
  • Скрябин, Александр Николаевич
Заголовок карточки
Прелюдия ми минор ор. 11
Периоды
  • XIX в. (четвертая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Цикл 24 прелюдии Скрябина – это композиторский опыт по следам Шопена. Еще не забыты шопеновские прелюдии, европейский романтизм только завершается – недавно написано «завещание» Брамса, его трагическая Четвертая симфония, талант Густава Малера находится в зените, и русский романтик Чайковский еще не спел свою лебединую песню, Шестую симфонию. Молодой Александр Скрябин в своем первом цикле прелюдий обозначил отправную точку своих поисков, открыл свои музыкальные корни, корни романтические. Музыка прелюдий колеблется между оплакиванием и восторженным экстазом, но они уже не переживаются непосредственно как у романтиков, а как бы вспоминаются, подытоживаются – от романтизма остается след, запечатленный и увековеченный.

Тема ми минорной прелюдии типична для романтиков и молодого Скрябина: в музыке царит печальное томление, неразрешенность и недосказанность. Основной мотив, мотив усталости, бессильно сползает вниз, чтобы затем встрепенуться, будто пытаясь задать вопрос, повисающий в немом укоре – тоже типично романтический мотив «вопроса к бытию», обреченного остаться без ответа. Однако то, что в музыке прошлого развивается естественно и просто, у Скрябина приобретает характер болезненно-капризный, изломанный, словно уж надоело повторять вновь и вновь одни и те же обреченные попытки, и само томление, смешанное с надеждой, тяготит хуже самого горького несчастья.

Музыкальная находка этой прелюдии – афористичное выражение многократных попыток подняться, вырваться, состояться, над которыми как злой рок тяготеет известная музыкантам доминантовая гармония, символ неразрешенности. Вновь и вновь, даже несколько настойчиво, звучит мотив вопроса, и неуслышанный возвращается на круги своя. Это жизнь, которая теплится в увядающем теле; чувство, которое тлеет в угасающей душе. Именно такова поэзия современников Скрябина, поэтов-символистов, чьи порывы окрашены обреченностью, а радость – печалью. «Солнце реже смеется, нет в цветах благовонья, скоро осень проснется и заплачет спросонья», - пишет Константин Бальмонт. «Падайте, падайте, листья осенние, некогда в теплых лучах зеленевшие, - будто вторит ему Дмитрий Мережковский, и завершает свой осенний пейзаж на скрябинской ноте: «В просветленной, трогательной дали, что неясна, как мечты мои, не печаль, а только след печали, не любовь, а только след любви».

Образовательный уровень
  • основная школа
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Скрбин, Александр Николаевич. Прелюди ми минор ор. 11. 1888-96/525.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
В. Софроницкий
Место создания
Москва
Название сочинения
Прелюдия ми минор ор. 11
Жанр сочинения
  • прелюдия
Эпоха, стиль, направление
  • Серебряный век
Инструмент
фортепиано
Название фрагмента
Прелюдия ми минор ор. 11
Время звучания
01.26

биография композитора:

музыкальные фрагменты: