Автор
  • Скрябин, Александр Николаевич
Заголовок карточки
Поэма ор.32 №2
Периоды
  • XX в. (первая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Поэма ор.32 №2 – это точка притяжения, финал микроцикла из двух пьес, двух поэм, где первая играет роль обширного вступления, а вторая – краткого, но внушительного итога. Первую, эфирную и утонченную, можно условно назвать «поэма воздуха», вторую, взрывную и порывистую, также условно можно назвать «поэма огня». Ее музыка складывается из двух пластов, двух комплексов, которые слышатся одновременно и как монолитное единство и как «дуэт», где один голос не заслоняет другой: мощный клокочущий бас с трудом очерчивает пределы для большой звуковой массы, вот-вот готовой вырваться на волю, а мелодические восклицания и порывы, как языки пламени полыхают над ним, выгибаются упругой дугой, устремленной в открытое пространство. Вся поэма – это одна тема, одна мысль, рожденная в едином порыве. Так бурлит и «дышит» вулканическая лава, извергаясь на поверхность, так, вспыхивая и замирая, дремлет раскаленное ядро земли.

Музыка Скрябина пока еще следует за страстными порывами Шумана, за бурными признаниями Шопена. Однако в отличие от романтиков, он живет во вселенском, космическом измерении. Взволнованная речь, порывистые движения, отчаянные жесты – все это слишком «человечно» и служит лишь отправной точкой для его музыкальной фантазии, ведущей в иные пределы. Его мысль блуждает как комета и оставляет за собой хороводы блистающих звуковых частиц; она как живая материя расширяется и сжимается, разрастается и превращается в точку. Две поэмы ор.32 – переходный мост, этап движения от романтических душевных порывов к бескрайним, исполненным таинственной жизни космическим далям. Их рисовал на своих полотнах Василий Кандинский, плененный загадочностью безграничного пространства Вселенной: цветовые пятна, штрихи и линии, разрежения и сгущения, уплотнения и вибрирующие световые объемы не стеснены очертаниями привычного, подчиняясь лишь внутреннему зрению художника.

Скрябин с юных лет жаждал этой полной раскрепощенности фантазии, этого отсутствия навязанных рамок. В поэмах ор.32 он впервые нашел желаемое: здесь открыл свое лицо зрелый Александр Скрябин, и полет его свободного духа будто отпечатался в строчках Андрея Белого: «Солнцем сердце зажжено, солнце – к вечному стремительность, солнце – вечное окно в золотую ослепительность».

Образовательный уровень
  • самообразование
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Скрбин, Александр Николаевич. Поэма ор.32 №2. 1903/527.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
В. Софроницкий
Название сочинения
Поэма ор.32 №2
Жанр сочинения
  • поэма
Эпоха, стиль, направление
  • Серебряный век
Инструмент
фортепиано
Название фрагмента
Поэма ор.32 №2
Время звучания
01.43

биография композитора:

музыкальные фрагменты: