Автор
  • Скрябин, Александр Николаевич
Заголовок карточки
Поэма ор.32 №1
Периоды
  • XX в. (первая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Русский серебряный век, рубеж XIX-ХХ веков, отличается небывалым художественным разнообразием, которое отразило множество путей и возможностей, простирающихся перед русской историей и русским народом. Здесь и предчувствие бури, которая готова все сокрушить, бури одновременно очистительной и грозной; здесь и ностальгия по прошлому, по поэзии «вишневого сада», и порывы к авангарду, к чистоте форм, к новому «спортивно-механическому» стилю, который только начал открываться. И, наконец, погружение в полуфантастический-полуреальный мир божественного космоса, мир большой вселенной, в которой дух человеческий устремляется к пределам бытия, ощущает постоянно раздвигающиеся границы Природы. Теософия, эзотерика, где человеческое и божественное мистически сливаются, в то время начало завоевывать умы и души.

Две поэмы ор.32 открывают путь Скрябина в заоблачные дали: в глубинах своего бесконечного «я» находит он дорогу к просторам Космоса. Новизна, новаторство первой из этих двух поэм состоит в сочленении, слиянии божественного и человеческого, которое предстает здесь не как умозрение, а как действительность, музыкально выраженная. В ремарках композитора есть сравнение музыки первой поэмы со светом далекой звезды. И в самом деле, композитору удалось в двух музыкальных темах поэмы воплотить эффект свечения, сияния: как тонкие лучи переплетаются мелодические нити, как световая вибрация колеблются музыкальные слои и подголоски, как проникающий свет мерцают мелодические «хвосты» и «точки» - все эта звуко-световая масса живет и переливается. Однако материал, который использует здесь Скрябин, взят из музыки вполне светской – это росчерки мазурок и вальсов, томные вздохи, нервные ритмы, мелькающие пятна пробегающих силуэтов. Тень Шопена, его утонченно-капризная муза как бы посылает в этой поэме свой последний привет.

Музыка Скрябина прочерчивает в музыке поэмы две линии ассоциаций: одна, косвенная, ведет в музыку прошлого, к эфирным девам, танцующим при свете луны как бы нездешние мазурки; вторая, прямая, похожа на мягкий космический свет, который нежится в собственных лучах. Так, в слиянии божественного и человеческого открывается духу, устремленному в иные миры, сущность Природы. Не о том ли писал поэт и философ Владимир Соловьев: «Не веруя обманчивому миру, под грубою корою вещества я осязал нетленную порфиру и узнавал сиянье Божества»…

Образовательный уровень
  • основная школа
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Скрбин, Александр Николаевич. Поэма ор.32 №1. 1903/529.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
В. Софроницкий
Место создания
Москва
Название сочинения
Поэма ор.32 №1
Жанр сочинения
  • поэма
Эпоха, стиль, направление
  • Серебряный век
Инструмент
фортепиано
Название фрагмента
Поэма ор.32 №1
Время звучания
03.10

биография композитора:

музыкальные фрагменты: