Автор
  • Глинка, Михаил Иванович
Заголовок карточки
Увертюра «Арагонская хота»
Периоды
  • XIX в. (вторая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Михаил Глинка по моде начала XIX века любил экзотику Юга: многих русских художников - поэтов, живописцев и музыкантов - привлекали горы Кавказа, степи Молдавии, красочные пейзажи и картины быта Италии и Испании. Это была не просто дань романтической моде, но порыв ко всему, чем была обделена «немытая Россия, страна рабов, страна господ». России недоставало вольного воздуха, тепла, раскованной беззаботной жизни. Может быть, желая насладиться радостными картинами, Глинка долго путешествовал по Италии и Испании, записывая бесхитростные народные напевы. Один из них лег в основу его известной увертюры «Арагонская хота».

Вступление к увертюре раскинулось широко и величаво, в нем есть все, что полагается для вступления к большому и значительному повествованию: трубные звуки, призывающие к вниманию, тревожные, будто замершие в ожидании аккорды. Наконец, вступает кокетливая и полная огня тема испанского танца хоты, но не успевает слушатель насладиться ее красотой, как ее перебивает другая, явно переходного характера. Теперь опытный слушатель мог бы ждать еще более яркого вступления хоты, но нет: в дальней-шем основная тема то рассыпается на краткие мотивы, то собирается вновь, ее отголоски появляются то тут то там – она может явиться и в незначительной связующей роли, и в роли фона для других ускользающих мотивов. И даже когда наступает вполне предсказуемый момент так называемой репризы, повторения главной темы, то и тут красавица-хота задерживается ненадолго и уступает место новым мелодическим звеньям. Тема хоты у Глинки – это тема-комета, имеющая огромный «хвост», состоящий из мелодий-вариантов. Эти мелодии-побеги лишь дразнят, манят, создавая причудливую вереницу мотивов: они исчезают как хоровод танцующих, растворившийся в карнавальной толпе.

«Арагонская хота» Глинки – воплощенное «прекрасное виденье»: благодаря его мастерству в сочинении тем-ответвлений, тем-подголосков (этому мастерству он научился у русской народной песни) музыкальный праздник, созданный темой хоты, «видится» и слышится как бы по касательной, из-за угла. Это счастье, которое исчезло за поворотом, не дав себя разглядеть, это радость на миг, оставившая яркий, но неверный след. Таков же Кавказ в изображении русских поэтов, где красоте природы не дано радовать взор, потому что она скрывает дикость и произвол; такова же Италия на полотнах Брюллова – как бы искусственная, сделанная «на заказ», или прекрасные морские бухты на полотнах Сильвестра Щедрина, изображенные слишком хрупкими, нездешними. Автор «Арагонской хоты», Глинка вместе со своими коллегами, поэтами и художниками пушкинской поры, стал творцом мифа о красоте, мифа о счастье: российская действительность, увы, не давала повода для создания блистательно-безмятежных произведений, и вдохновение для них можно было черпать лишь в романтических грезах и дальних странствиях.

Образовательный уровень
  • основная школа
  • начальная школа
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Глинка, Михаил Иванович. Увертюра «Арагонска хота». 1845/559.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Государственный Академический симфонический оркестр СССР, дир. Е. Светланов
Место создания
Санкт-Петербург
Название сочинения
Увертюра «Арагонская хота»
Жанр сочинения
  • увертюра
Эпоха, стиль, направление
  • Пушкинская эпоха
Инструмент
симфонический оркестр
Название фрагмента
Увертюра «Арагонская хота»
Время звучания
02.54

биография композитора:

музыкальные фрагменты: