Автор
  • Малер, Густав
Заголовок карточки
Симфония №5, часть четвертая
Периоды
  • XX в. (первая четверть)
Географический рубрикатор
  • Австрия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Adagietto из Пятой симфонии Малера чрезвычайно откровенно и лирично. Оно повествует об интимном, личном, сокровенном, о чем не говорят никогда и никому. Эту музыку режиссер Лукино Висконти выбрал для фильма «Смерть в Венеции», который является экранизацией известного рассказа Томаса Манна, рассказа о любви, творчестве и смерти. В музыке Adagietto нет ничего суетного, она переливается и как будто изнемогает от какой-то тайной тяжести. Малер все время возвращается к мотивам и аккордам, затронутым в начале; он отказывается от развития, музыка как бы застывает, неспешно колеблется: продолжение мысли иллюзорно, оно похоже на хождение по кругу и рисует полное изнеможение, расслабленность, дремотное состояние души. Мажор и минор переливаются, сменяя друг друга в каждом повороте; музыка никак не может решить, светла она или сумрачна: она зыбка и неопределенна как настроение зрителя, созерцающего неуловимый венецианский пейзаж. Мелодия напоминает окончание романса, посвященного воспоминаниям. Это мелодия угасания, но угасания, наполненного искренним чувством, которое иногда прорывается, изливается ниспадающими фразами. Они перебивают друг друга, как будто торопятся высказать что-то очень важное и потому говорят горячо и бессвязно: музыка Малера здесь как и всегда не пытается быть красивой и не боится своей небрежной угловатости. Малер – это музыкальная операция на открытом сердце, которую демонстрируют всему миру. Только Малер умеет говорить так просто о расставании с жизнью и о встрече за ее пределами со своей бессмертной душой. Об этом написана «Песнь о земле», и о том же Adagietto – «Смерть в Венеции», повесть о любви, для которой даже гибель – только пауза в диалоге с вечностью, но не конец, не предел, не безнадежность.
Образовательный уровень
  • самообразование
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Малер, Густав. Симфони №5, часть четверта. 1902/594.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Нью-Йоркский филармонический оркестр, дир. Л. Бернстайн
Место создания
Вена
Название сочинения
Симфония №5
Жанр сочинения
  • cимфония
Эпоха, стиль, направление
  • романтизм
Инструмент
симфонический оркестр
Название фрагмента
Симфония №5, часть четвертая
Время звучания
04.16

биография композитора:

музыкальные фрагменты: