Автор
  • Шуман, Роберт
Заголовок карточки
«В сияньи теплых майских дней» из цикла "Любовь поэта"
Периоды
  • XIX в. (вторая четверть)
Географический рубрикатор
  • Германия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Цикл "Любовь поэта" рассказывает о жизни влюбленного сердца, где музыка – это летопись чувства с момента зарождения до горького финала. Вокальные миниатюры Шумана написаны на стихи Гейне, и первая песня посвящена любви, которую юный поэт как бы боится расплескать, на которую он не может надышаться. Основной мотив вступления – мотив задержанного вздоха, не имеющего выдоха: фактура тонка как паутина и насыщена воздухом, ткань прозрачна и подобна переливам лютни, ограниченным одним-двумя звуками. «В сиянье теплых майских дней, - рассказывает поэт, - цветок раскрылся каждый, и тут во мне проснулась любви и ласки жажда» - таков первый куплет. «В сиянье теплых майских дней, - как завороженный повторяет поэт, - звенело птичек пенье, и я поведал милой любви моей томленье» - таков второй куплет, завершающий это короткое признание.

Однако несмотря на весну и любовь – самое радостное сочетание, какое можно придумать, грустно повисают вздохи поэта, в кратком вступлении и в конце каждого куплета его слова окружает минор: две вопросительные повисающие фразы переходят друг в друга, и не найдя опоры, будто замирают в недоумении. Утешение приносят слова о природе: оба раза, когда поэт говорит о цветах и птицах, музыка переходит в мажор и становится крайне простой – это наивный мотив утверждения, тысячи раз повторенный в самой разной музыке, и здесь этот мотив как бы напоминает о простодушии влюбленного поэта, о полном отсутствии сторонних мыслей, которые могли бы затуманить его счастье. Но сомнение возвращается: стоит поэту заговорить о своем чувстве, как вновь звучат вздыхающие фразы – они как стебельки, тянущиеся к солнцу и бессильно повисающие. За 45 секунд, пока длится один куплет, Шуман успевает высказать зародившееся сомнение, затем утешиться и поверить своему счастью, и вновь усомниться: чрезвычайная даже для романтической музыки насыщенность чувств, редкостно чуткая музыкальная ткань, реагирующая на каждый вздох, на каждое сердечное дуновение.

Подобной концентрации душевных событий музыка до Шумана не знала. Шуман-соавтор Гейне, Шуман-психолог открыл в его стихах потаенную суть, которую поэт мог только предчувствовать: любовь – вечный маятник между уверенностью и сомнением, любовь – постоянный страх потери. В музыке Шумана как в душе поэта тень печали и тень радости накладываются друг на друга, образуя причудливый узор. Слушая эту музыку, нельзя не вспомнить слова романтика Блейка: «Избыток скорби смеется, избыток радости плачет».

Образовательный уровень
  • основная школа
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Шуман, Роберт. «В синьи теплых майских дней» из цикла Любовь поэта. 1840/684.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Д. Фишер-Дискау, баритон и В. Горовиц, ф-но
Место создания
Лейпциг
Название сочинения
«Любовь поэта»
Жанр сочинения
  • вокальный цикл
Эпоха, стиль, направление
  • романтизм
Инструмент
вокал, фортепиано
Название фрагмента
«В сияньи теплых майских дней»
Время звучания
01.34

биография композитора:

музыкальные фрагменты: