Автор
  • Бах, Иоганн Себастьян
Заголовок карточки
Концерт для двух скрипок с оркестром, часть первая
Периоды
  • XVIII в. (первая четверть)
Географический рубрикатор
  • Германия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Время жизни Себастьяна Баха – это рубеж барокко и классицизма, время, завершающее огромную эпоху, когда знание и вера дополняли друг друга. Классический XVIII век, век Разума, век Просвещения, разорвал эту связь, всецело доверившись практике и опыту. И хотя творчество Баха занимает всю первую половину века Просвещения, его музыка кровно связана с прошлым: как христианский философ, Бах постоянно обращается к идее органического развития, к идее прорастания, берущей свое начало еще в григорианском хорале. Как стебли и ветви, растущие из одного ствола, как ростки, рожденные из одного зерна и корня, фразы и мелодические побеги любого из баховских сочинений распевают и продолжают единое тематическое ядро, дающее жизнь этому произведению. Одной из лучших иллюстраций баховского метода могла бы быть знаменитая первая часть его Концерта для двух скрипок с оркестром.

Материал концерта представляет собой контур мелодического дижения, то спиралевидного, то вращающегося, то описывающего петли и зигзаги. Это движение постоянно приходит к опорным точкам, и, оттолкнувшись от них, вновь свободно продолжается. Концерт начинается как будто с середины фразы, которая, дойдя до конца, не прерывает свой бег, а лишь слегка задерживается. Конец мелодического хода – это вовсе не точка, а запятая, обращенная в начало новой фазы движения, нового мелодического этапа, как будто невидимая рука вновь и вновь вращает воображаемый «барабан». Каждая фраза – словно движущаяся в слуховом поле лента Мебиуса, символ бесконечности, поворачивается к слушателю то одной то другой частью, но никогда не может исчерпать все беспредельность своих плоскостей и ракурсов: слияние начала, середины и конца, схождение прошлого, настоящего и будущего являют себя просто и зримо.

Эпоха барокко много размышляла о природе движения, об его истоках, и взгляд человека был особенно пристально устремлен к небу, пытаясь понять жизнь звезд и планет. На рубеже XVII-XVIII веков Исааку Ньютону открылась «Небесная механика», полный свод законов движения во Вселенной. Философия и математика Ньютона приводила в систему достижения его предшественников Николая Коперника и Иоганна Кеплера. Теперь можно было рассчитать скорость и траекторию движения любого тела, узнать его местонахождение в любой момент времени: движение мельчайшей песчинки во Вселенной стало частью общего движения, закономерной точкой в бесконечном пространстве Космоса. Современник этих размышлений и открытий, Себастьян Бах был настроен на ту же волну: он тоже рисовал движение как единый и бесконечный поток, в котором можно было рассмотреть в подробностях каждую его фазу, не нарушая целостности самого процесса движения, не вторгаясь в природный perpetuum mobile. Говоря о вселенском движении, один из последних натурфилософов Джордано Бруно как будто предвосхищал музыку барокко и ее вершину, музыку Себастьяна Баха: «Вселенная есть бесконечное многообразие качеств и свойств, форм, фигур и сочетаний, - писал он. - Она есть преходящее, подвижное, изменяющееся лицо неподвижного, устойчивого и вечного бытия».

Образовательный уровень
  • самообразование
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Бах, Иоганн Себастьн. Концерт для двух скрипок с оркестром, часть первая. 1723/692.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Нью-Йоркский филармонический оркестр, дир. Л. Бернстайн, солисты – И. Менухин, И. Стерн
Место создания
Лейпциг
Название сочинения
Концерт для двух скрипок с оркестром
Жанр сочинения
  • концерт
Эпоха, стиль, направление
  • барокко
Инструмент
камерный оркестр, солисты
Название фрагмента
Концерт для двух скрипок с оркестром, часть первая.
Время звучания
2.40

музыкальные фрагменты:

биография композитора: