Автор
  • Малер, Густав
Заголовок карточки
Симфония №4, часть первая
Периоды
  • XX в. (первая четверть)
Географический рубрикатор
  • Австрия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Четвертая Малера, написанная в 1901 году, открывает симфонический ХХ век, и открытие это было весьма неожиданным для современников. Один из них сказал на премьере: «Какая шокирующая музыка! И что, это действительно серьезно?» Вместо привычных в те годы тяжеловесных и вязких звучаний, вместо растянутых форм и утомительного глубокомыслия перед публикой предстала чуть ли не развлекательная симфония-игрушка, маленькая, хрупкая и прозрачная, похожая на отточенно-филигранные опусы Гайдна и Моцарта. Открывает симфонию краткое вступление, напоминающее звон волшебных колокольчиков; этот звон возвещает начало «кукольного бала». Все темы симфонии, пластичные и безмятежные, можно легко представить как аккомпанемент к появлению известных сказочных персонажей: вот выплывает грациозная принцесса под музыку, похожую на галантный менуэт, вот вышагивает степенный «патер Лоренцо», умудренный и спокойно-приветливый, потом появляется разноцветный клоун, строящий забавные гримасы. Во всем царит обстановка радостного оживления, атмосфера чудного рождественского вечера. Музыка Малера лишь простотой фактуры и отчетливостью линий может напомнить дивертисменты венских классиков, однако в отличие от них она подчеркнуто театральна, волшебна, с обилием неожиданных акцентов и взлетов, «уводов», «уколов» и «восклицаний»; она асимметрична и свободна, в оркестре то и дело пробегают подголоски, появляются мелодии-штрихи, мелодии-росчерки «второго и третьего» плана. Эта подчеркнутость, заостренность всех средств говорит о стилизации, о подражании музыкальному «золотому веку», который выглядит здесь как сцена из сказки, а не действительная жизнь.

Заканчивается Четвертая симфония финалом на текст из собрания немецких народных песен «Волшебный рог мальчика», который стал своеобразной «библией» поэтов-романтиков. Называется эта песня Das Himmlische Leben, что можно перевести и как «Райская жизнь» и как «Жизнь на небесах». В этой песне бедный мальчик видит бесчисленные столы, которые ломятся от фруктов, сладостей и свежей рыбы, он созерцает танец одиннадцати тысяч волшебных дев. Правда, оказывается, что это загробный сон, райский сон, потому что мальчик уже умер, и все предшествующие части симфонии, включая первую, были прелюдией к этим грезам на том свете. То был сон, после которого не просыпаются, а сказки, рассказанные «на ночь», были горькие сказки, утешающие страдальцев. В музыке Малера, как и вообще в искусстве ХХ века, черное легко может обернуться белым, белое – черным, слезы могут означать смех, а смех – слезы. Здесь все сказанное как верхушка айсберга, скрывает бездну подразумеваемого и скрытого.

Четвертая симфония – тихая симфония, и желая подчеркнуть это, Малер говорил: «В моей Четвертой симфонии нет фортиссимо». Пожалуй, только за гранью бытия, у смертного порога фортиссимо тоже нет.

Образовательный уровень
  • самообразование
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Малер, Густав. Симфони №4, часть перва. 1900, 2- ред.1910/698.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Нью-Йоркский филармонический оркестр, дир. Л. Бернстайн
Место создания
Вена, Нью-Йорк
Название сочинения
Симфония №4
Жанр сочинения
  • cимфония
Эпоха, стиль, направление
  • романтизм
Инструмент
симфонический оркестр
Название фрагмента
Симфония №4, часть первая
Время звучания
02.13

биография композитора:

музыкальные фрагменты: