Автор
  • Чайковский, Петр Ильич
Заголовок карточки
Концерт №1 для фортепиано с оркестром , финал
Периоды
  • XIX в. (третья четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : В творчестве Чайковского живут два лирических героя: первому из них, по выражению современника и критика Густава Лароша, свойственна «изящная растерзанность» ев-ропейского романтика; второй напоминает «русского барина тургеневского душевного строя». Каждое сочинение Чайковского тяготеет в ту или другую сторону, в каждом в наибольшей степени проявляется та или другая сторона художественной натуры автора. И если бы можно было среди всех произведений Чайковского найти одно, наилучшим обра-зом представляющее «русского барина», то это был бы Первый концерт для фортепиано с оркестром, самый светлый, самый торжественный и помпезный, самый раскованный и ра-достный из когда-либо созданных фортепианных концертов. Первый концерт и в самом деле был первым сочинением в этом жанре во всей русской музыке. Трудно было пове-рить, что из-под пера молодого Чайковского сразу вылился музыкальный символ нацио-нального искусства, и Николай Рубинштейн, которому автор посвятил свой концерт, по-началу недооценил его, хотя впоследствии этот концерт стал одним из любимейших произведений его репертуара.

Согласно традиции, финал концерта – это праздничная картина всеобщего веселья, хоровод народно-жанровых мелодий. Первая тема концерта именно такова: это украинская плясовая песня «Выйди, выйди, Иваньку». Вторая тема, широкая и напевная, похожая на русскую песню, трактована в привычном для Чайковского духе: начавшись мягко и скромно, она в конце концов разливается как река в половодье, взбираясь все выше и выше, и звучит победно и восторженно. Такая музыка идеально подошла бы к описанию жаркого летнего рассвета из тургеневского «Бежина луга», когда молодой барин-охотник по дороге в деревню увидел как «полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола».

В Первом концерте, и особенно в его народном праздничном финале как бы осуществляется мечта всей русской дворянской интеллигенции. Пушкин и Лермонтов, Толстой и Тургенев, Глинка и Чайковский, Репин и Крамской и все русские, посвятившие себя творчеству, жаждали общности с народом, мечтали о единой народной душе, в которой сливались бы их собственные помыслы и помыслы обездоленного рабством русского крестьянства. Когда поэты, композиторы и художники размышляли и терзались своим бессилием помочь народу, их Муза будто отворачивалась от них, и они чувствовали себя безмерно одинокими в своих благородных порывах. Но когда они, не думая и не рассуждая, отдавались своей любви к русской природе, своему восхищению народным искусством и доверяли народу так же как доверяют себе, преграды рушились, и рождалась повесть «Капитанская дочка», стихотворение «Бородино», опера «Иван Сусанин», картина «На пашне» и Первый фортепианный концерт Чайковского, занимающий в этом ряду народных шедевров одно из самых почетных мест.

Образовательный уровень
  • основная школа
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Чайковский, Петр Ильич. Концерт №1 дл фортепиано с оркестром , финал. 1875/730.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Оркестр Московской филармонии, дир. К. Кондрашин, солист – В. Клиберн, ф-но
Место создания
Москва
Название сочинения
Концерт №1 для ф-но с оркестром
Жанр сочинения
  • концерт
Эпоха, стиль, направление
  • русский реализм
Инструмент
симфонический оркестр, солист
Название фрагмента
Концерт №1 для ф-но с оркестром , финал
Время звучания
02.39

биография композитора:

музыкальные фрагменты: