Автор
  • Свиридов, Георгий Васильевич
Заголовок карточки
Поэма памяти Есенина для хора и оркестра на слова С.Есенина «Ночь под Ивана Купала»
Периоды
  • XX в. (третья четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Ночь на Ивана Купала – праздник лета, когда плетут венки и пускают их по реке, гадают и прыгают через костер. На Купалу всем легко и весело, нечистая сила изгоняется, сгорает, открывая дорогу беззаботной радости, играм и хороводам. Купалу празднуют в лесу, и все его обитатели, включая леших, тоже присоединяются к общим пляскам и гаданиям. Купальская ночь одновременно окутана тайной, неизвестностью и присутствием иного мира, и вместе с тем это один из самых шумных и жизнелюбивых дней языческого ка-лендаря. Эту противоположность, сосуществование обоих начал в купальском ритуале нарисовал Георгий Свиридов в песне на есенинский текст.

Открывается песня своеобразным лесным фоном – мотив, похожий на ворожбу и шепот неспешно ходит по кругу: так стрекочут в траве кузнечики, шелестят кусты и травы. Основная тема – это почти «ау-у-у», протяжный возглас на слова «за рекой горят огни», повисающий в воздухе: этот зов состоит из двух звуков и распевается на две фразы. Они родственны как две ветви одного дерева, как два цветка одного растения – в музыке Свиридова так же как в народной музыке господствуют короткие мотивы-формулы, рождающие варианты. Если в первой теме сосредоточилась тайна Купалы, то во второй вспыхивает и прорывается огромная энергия и сила этого массового гулянья: хор скандирует «Ой, Купала, Купала», жестко и уверенно опираясь на последний звук, и в оркестре как бы выплывает и разгорается вот-вот готовое подняться летнее солнце. Две главные темы спокойно чередуются, сменяя друг друга, пока не угаснет и не сойдет на нет купальская песня.

Главный принцип «Ночи под Ивана Купала» - это своеобразная «вариация на два»: два звука в мотиве, две фразы в теме, две темы в песне, два полных проведения этих тем. Между ними как между звуками «ау-у» образуется некое пространство, выжидающая пустота – незаполненность и простор свойственны музыке Свиридова как и всему русскому. У Свиридова как в русской истории и культуре два контрастных начала существуют рядом, не рождая развития и не приходя ни к какому итогу. Россия всегда тяготела к крайностям, когда деспотическая власть и анархическая вольница, безбожие и святость, апатия народных масс и творческая сила личностей соприкасались, нисколько не смешиваясь. В этой песне как и в других сочинениях Свиридова, от сопоставления контрастов возникает «музыка на семи ветрах», рождается небывалая ширь и вольный воздух, который сродни известным стихам Некрасова: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь!» Противоположности без борьбы и движения, огромное пространство, как бы замершее в ожидании грядущего величия – такова Россия Есенина, Свиридова и Некрасова. Быть может, ощущая ее как непостижимое целое, Тютчев и произнес свои крылатые слова: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить».

Образовательный уровень
  • основная школа
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Свиридов, Георгий Васильевич. Поэма пами Есенина дл хора и оркестра на слова С.Есенина «Ночь под Ивана Купала». 1956/737.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Большой симфонический оркестр радио и телевидения СССР, дир. В. Федосеев
Название сочинения
Поэма памяти Есенина для хора и оркестра на слова С.Есенина «Ночь под Ивана Купала»
Жанр сочинения
  • кантата
Эпоха, стиль, направление
  • русский реализм
Инструмент
симфонический оркестр
Название фрагмента
Поэма памяти Есенина для хора и оркестра на слова С.Есенина «Ночь под Ивана Купала»
Время звучания
02.55

биография композитора:

музыкальные фрагменты: