Автор
  • Губайдулина, София Асгатовна
Заголовок карточки
Свет и тьма
Периоды
  • XX в. (четвертая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Софья Губайдулина – композитор-философ, мысль которого витает между землей и небом, в безмерном духовном пространстве. Музыка Софии Губайдулиной как и многих творцов ХХ века совершенно лишена сентиментальности, чувствительности, она далека от повседневности и чужда быту, и в то же время сочинения Губайдулиной преисполнены естественной простоты, обращенной к первоосновам звучания: звуки высокие и низкие, легкие и тяжелые, прозрачные и густые растекаются, подпрыгивают, текут и скользят, дрожат и кружатся, вибрируют и мелькают словно подражая жизни световых волн, электрического тока или элементарных частиц. Внутренняя жизнь Природы и Вселенной, скрытая от поверхностного взгляда, но открытая разуму, просыпается в музыке Губайдулиной и превращается в звуковой документ.

Пьеса «Свет и тьма» самим названием говорит об абстрактном и всеобщем, и в то же время о конкретном и зримом. Как всегда в музыке Губайдулиной, в пьесе разворачивается рассказ, сюжет, за которым слушатель может следить. Два действующих лица – свет, мерцающий и вспыхивающий как звуковые змейки, и тьма, тяжелый и неподвижно-гудящий звук – постоянно сопровождают друг друга. Первая часть завершается скрежетанием, столкновением и остановкой движения, означающими победу тьмы. Во второй части пьесы зигзагообразные и хаотические мотивы Света «меняют тактику»: они вытягиваются в стройную линию и овладевают поступательным движением вверх, которое в конце концов побеждает тяжесть и темноту вселенского «низа». Рождается гамма, символ божественного порядка, и проснувшийся Логос, божественный Разум, завершает спор между светом и тьмой – свет воцаряется безраздельно.

Противостояние света и тьмы – тема не только этой пьесы, но и всего творчества Губайдулиной. Сама София Губайдулина говорила об этом так: «В наше время мы не можем обойтись без сильнейшего контраста, без сильнейшего противопоставления – от светлого к темному, от дьявольского к божественному. Такой контраст внутри нас самих, мы вынуждены преодолевать его, это наша актуальность. Да, в жизни есть и плюс и минус, существует негативное и позитивное, темное и светлое, но между ними должно быть найдено благостное равновесие, должна появиться подвижность, должно возникнуть стремление к свету, которое дает активность, и в то же время уверенность и постоянство».

«Да будет Свет!» - провозгласил Творец, и стал Свет. Пьеса «Свет и тьма» превращает скупые строки Библии в переживание и опыт, в звуковое богоявленье, утверждающее Разум и Мысль в роли главных животворящих сил. Великий математик и философ XVII века Рене Декарт был прав, утверждая: «Я мыслю, следовательно, существую»… Для него как для философа мысль и жизнь, освещенная ее сиянием, были нераздельны.

Образовательный уровень
  • самообразование
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Губайдулина, Софи Асгатовна. Свет и тьма. 1976/758.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
А. Фисейский, орган
Место создания
Москва
Название сочинения
Свет и тьма
Жанр сочинения
  • поэма
Эпоха, стиль, направление
  • авангард
Инструмент
орган
Название фрагмента
«Светлое и темное»
Время звучания
02.52

биография композитора:

музыкальные фрагменты: