Автор
  • Десятников, Леонид Аркадьевич
Заголовок карточки
«Этюды к закату»
Периоды
  • XX в. (четвертая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Сюита «Этюды к закату» возникла как инструментальная версия музыки к кинофильму, снятому по мотивам «Одесских рассказов» И. Бабеля. Герои рассказов – одесская «братва»: воры и налетчики, мошенники и аферисты во главе с легендарным Беней Криком. Однако и рассказы Бабеля, написанные в 20-е годы, и музыка Десятникова, написанная в середине девяностых годов, выходят далеко за пределы сюжета. Он – лишь повод в очередной раз поговорить о маленьком человеке и его судьбе в этом опасном мире. Музыкальная основа сюиты Десятникова – еврейский городской фольклор начала ХХ века, характерные клезмерские интонации, включающие в себя элементы молдавского, украинского и цыганского фольклора.

В начале сюиты слышатся рыдания на скрипке с характерными подвываниями и вздохами – так охают и причитают сердобольные родители над непутевыми детьми, так сокрушаются бедные и обездоленные, кляня свое злосчастье. И вдруг вступает шикарное танго; оно как щелочка в замочной скважине, сквозь которую дворовый мальчишка видит кутящих в ресторане фраеров – так называли в Одессе разбогатевших лабазников, а теперь господ с бабочкой, ограбить и обмануть которых – особая честь. Это танго звучит как пародия на роскошную жизнь: танго – подвывающий призрак, танго – посвистывающий мираж. Такова предыстория фрагмента, который сейчас звучит.

Называется фрагмент «еврейская ламбада». Он представляет собой издевательские вариации на тему известной мелодии «семь-сорок». Здесь она ухает как телега, громыхающая по ухабам, и эх, несется, перебивая сама себя, будто не может догнать. Композитор мастерски присовокупил к основному мотиву лишнюю долю, слегка удлинил его и тем самым придал известной мелодии потрясающий трагикомический эффект. Этот эффект подчеркнут символическим вступлением к «ламбаде», как будто изображающим одинокого клоуна: потерянно бродит он по пустой арене, музыка распадается на отдельные звучки и «кляксы». Второй мотив «ламбады» подражает виртуозной игре скрипача: не так ли разыгрывали свои пассажи еврейские мальчики, которыми полна была Одесса времен Бабеля и Бени Крика… За пределами этого фрагмента остался финал, вполне оправдывающий название «Этюды к закату» – плач скрипок, мотивы, напоминающие сломанную шарманку. Смесь печали и насмешки, горький юмор, где сострадание и ирония так же слиты и нераздельны как нераздельны они в творчестве великих евреев прошлого – в музыке Густава Малера, в живописи Марка Шагала и в рассказах Исаака Бабеля.

Образовательный уровень
  • самообразование
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Десников, Леонид Аркадьевич. «Этюды к закату». 1995/956.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Камерный ансамбль под руководством А. Гориболя
Место создания
Санкт-Петербург
Название сочинения
«Этюды к закату»
Жанр сочинения
  • сюита
Эпоха, стиль, направление
  • постмодернизм
Инструмент
инструментальный ансамбль
Название фрагмента
«Этюды к закату»
Время звучания
02.48

биография композитора:

музыкальные фрагменты: