Заголовок карточки
Григорианское пение
Словарь
  • Г
Комментарий : (григорианский хорал, лат. Cantus gregorianus). Средневековые одноголосные богослужебные песнопения католической церкви. Авторство большинства песнопений традиционно приписывается св. Григорию I (папа в 599 - 604). В действительности Г. п. как целостная система сформировалась на рубеже VIII – IX вв. на территории империи франков. В мелодике Г. п. объединены элементы византийской церковной музыки, галликанского пения, амвросианского пения, музыкального фольклора германских и кельтских племен. Ладовую основу Г. п. составляет система 8 церковных ладов. Напевы Г. п. подразделяются на силлабические (1-2 звука на 1 слог), невматические (до 10-12, но обычно не более 4-5 звуков на слог) и мелизматические (богато украшенные). В силлабическом стиле распевались, в частности псалмы и большинство антифонов оффиция, в невматическом стиле – интроиты, комунио и большинство песнопений ординария мессы, в мелизматическом стиле – градуалы, тракты, аллилуйи, Ririe elesion и др. С IX в. Григорианские песнопения записывались невмами. Насколько можно судить по невменным записям Г. п., его ритмика основывалась на нерегулярном чередовании различных длительностей и была богата тонкими оттенками – незначительными увеличениями и уменьшениями ритмических единиц, легкими акцентами, (т. н. свободный григорианский ритм). Позднее этот тип ритмики уступил место размеренному ритму «ровного пения» (cantus planus), на основе которого возникли ранние формы европейского многоголосия – органум и дискант.
Источники
Музыкальный словарь Гроува