Заголовок карточки
Канцона
Словарь
  • К
Комментарий : (итал. Canzone или canzon – «песня»). Жанр инструментальной музыки XVI-XVII вв. Первоначально термин «К» относился к инструментальным переложением французских полифонических шансон (canzon alla francese), позднее – к самостоятельным полифоническим пьесам для клавира или ансамбля инструментов (canzon da sonar). Типичный начальный мотив К. – дактилическая фигура, дающая импульс к активному движению и определяющая радостный праздничный характер музыки. Первые образцы инструментальной К. принадлежат венецианским композиторам М. А. Каваццони, Меруло; вершиной венецианской традиции являются многохорные К. и сонаты Дж. Габриели. Клавирная К. достигла своего расцвета в творчестве Фрескобальди, создавшего классические образцы вариационной К. на одну тему (с характерной сменой четного размера на трехдольный). Развитие ансамблевой К. на основе принципов монодии и basso continuo привело в середине XVII в. к возникновению трио-сонаты. Клавирная К., получившая распространение в Австрии и Германии благодаря Фробергу и Керлю оказала влияние на формирование северонемецкой органной прелюдии (у Букстехуде и др. мастеров она включает контрапунктические разделы, часто со сменой метра); на этой основе к началу XVIII в сложилась циклическая форма прелюдии и фуги. В Италии с XIV в. «К» (canzone) назывались также лирические стихотворения Петрарки и др. поэтов возрождения. На тексты этих К. сочинялись фроттолы, мадригалы, и пьесы др. жанров. Популярностью пользовались многолосные К. в народном духе – canzone alla napoletana и canzone villanesche. «К» называют также простые мелодичные песни; образец – К. Керубино Voi che sapete из 2-го акта «Свадьбы Фигаро» Моцарта, начинающаяся в характерном «дактилическом» ритме.
Источники
Музыкальный словарь Гроува