Земские школы

Заголовок карточки
Земские школы
Аннотация : Земские школы — начальные школы в дореволюционной России, открывавшиеся в сельской местности земствами и находившиеся в их ведении.
Хронологический указатель
  • XIX в. (четвертая четверть)
  • Начало XX в.
  • 1908-1917
Виды образования
  • Земская школа
Предметный указатель
  • Земские школы
Тип ресурса
  • статьи
Библиография
Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы: Учеб. пособие для студ. педагогических заведений. – М., 1900; Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения 1802—1902 годов. – СПб., 1902; Народное образование в России: Исторический альманах. М., 2000.
Источники
hist-ped.chat.ru
Тело статьи/биографии :

Земские школы — начальные школы в дореволюционной России, открывавшиеся на селе земствами и находившиеся в их ведении. К 1911 году в России было 27 486 земских школ, из которых 25% имели 3-летний срок обучения и являлись однокомплектными (не более 50 учащихся с одним учителем), тогда как остальные имели 4-летний срок обучения и были двухкомплектными (более 50 учащихся с двумя учителями).

Права земств сводились преимущественно к решению финансово-хозяйственных вопросов (сбор средств с сельских обществ на постройку и содержание школ; поиск помещений в тех случаях, когда строительство было невозможно; снабжение школ хозяйственных оборудованием и топливом и т.п.); они не имели права вмешиваться в учебно-воспитательную деятельность школ (определять содержание программ, учебников и учебных пособий, назначать учителей и т.д.).

Несмотря на правительственные ограничения, земские школы отличались лучшей постановкой учебно-образовательной работы по сравнению с министерскими школами и особенно — с церковно-приходскими школами.

В земских школах должны были изучаться: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, а также, по возможности, пение. При этом, однако, передовые учителя в порядке объяснительного чтения давали учащимся также элементарные сведения по природоведению, географии, истории. Занятия в земских школах велись по лучшим учебникам из числа тех, которые были допущены министерством просвещения для начальной школы: «Родное слово» К. Д. Ушинского, «Азбука» и книги для чтения Л. Н. Толстого, «Наш друг» Н. А. Корфа, и др.; в них более широко использовались наглядные пособия. Некоторые земства организовывали школьные библиотеки.

Земские школы сыграли большую роль в распространении грамотности и начального образования среди крестьян.

Эксперт
Юркина Наталия