Церковно-приходские школы

Заголовок карточки
Церковно-приходские школы
Аннотация : Церковно-приходские школы — начальные школы, руководимые духовенством, существовавшие в Российской Империи до 1917 г. Начали создаваться в начале XVIII в. Духовный регламент (1721) предписал учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. Курс большинства подобных школ ограничивался грамматикой, чтением букваря, арифметикой.
Хронологический указатель
  • XIX в. (первая четверть)
  • XIX в. (вторая четверть)
  • XIX в. (третья четверть)
  • XIX в. (четвертая четверть)
  • XVIII в. (вторая четверть)
  • XVIII в. (первая четверть)
  • XVIII в. (третья четверть)
  • XVIII в. (четвертая четверть)
  • Начало XX в.
  • 1908-1917
Виды образования
  • Церковно-приходская школа
Предметный указатель
  • Церковно-приходские школы
  • Церковь
Тип ресурса
  • статьи
Библиография
История педагогики и образования / под ред. А.И. Пискунова. - М., 2003; Образование в Москве. История и современность. – М.: Изд. Объединение «Мосгорархив», 2000.
Источники
dictionary.fio.ru; Фото - http://www.frc.unn.ru/old_nn/site/school_3/history_1.htm
Тело статьи/биографии :

Церковно-приходские школы — существовавшие в Российской Империи до 1917 года начальные школы, руководимые духовенством. Они начали создаваться в начале XVIII века. Духовный регламент (1721) предписал учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. Курс большинства подобных школ ограничивался грамматикой, чтением букваря, арифметикой. С 1730 года архиерейские школы начали преобразовываться в семинарии, число же начальных училищ, находившихся в ведении духовенства, оставалось незначительным.

Созданные по Уставу 1804 года приходские училища рассматривались как низшее звено светских школ, подчиненных министерству народного просвещения, однако преподавали в них главным образом священники и причетники. Начальные школы, ранее открытые духовенством, остались в ведении Священного Синода. С 1836 года по распоряжению императора Николая I начали создаваться школы при церквах и монастырях (к 1851 г. насчитывалось свыше 4,7 тыс. таких школ).

К 1861 году духовенством было основано свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ» (употреблялись также названия: «священнические школы», «церковные школы», «школы для поселянских детей»). Сторонники церковных школ утверждали, что лишь религиозное просвещение близко народу и способно дать прочное нравственное воспитание. Видную роль в церковно-школьном движении 1860—70-х годов сыграл С. А. Рачинский.

Распространение церковно-приходских школ вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны многих земств. В 1870-е годы министерство народного просвещения фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Многие церковные училища перешли в ведение земств.

Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 1870—80-х годов, в период общественных потрясений. В 1884 году были утверждены Правила о церковно-приходских школах, выводившие их из подчинения министерства народного просвещения. Для заведования школами при Синоде учреждался Училищный совет. При духовных семинариях учреждались образцовые начальные школы. Духовному ведомству были также подчинены общинные элементарные «школы грамоты» и воскресные школы для взрослых. Предусматривалось создание одноклассных и двухклассных училищ со сроком обучения 2 и 4 года (в начале ХХ века курс был увеличен до 3 и 6 лет соответственно).

В программу обучения входили Закон Божий, церковное пение, церковно-славянское чтение, русский язык, арифметика, чистописание. В двухклассных школах преподавались также начала русской и церковной истории. Все предметы, кроме арифметики, рассматривались как развитие и дополнение Закона Божьего. Руководил обучением священник.

Несмотря на значительный рост числа школ, в их устройстве сохранялись многие недостатки. Учитывая занятость священников, руководители духовного ведомства пытались возложить преподавание на дьяконов или выпускников духовных семинарий, ожидающих принятия сана. Бюрократизированная система духовного ведомства стесняла самостоятельность священников и учителей; отсутствие приходского самоуправления не позволяло обеспечить церковные школы за счет общественных средств, в то время как казенных ассигнований явно недоставало. Качество преподавания, образовательный уровень учителей в церковных школах были ниже, чем в светских.

В связи с началом русско-японской войны 1904—05 годов государственные ассигнования на церковную школу сократились. Количество школ стало уменьшаться. После 1917 года церковная школа была ликвидирована Постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению».

С конца 1980-х годов началось возрождение начальных церковных школ как учреждений православного образования для мирян. Архиерейский собор Русской православной церкви (конец 1994 г.) предписал «расширить сеть приходских воскресных школ, катехизических кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне». Устройство таких заведений вменяется в обязанность каждому приходу.

Эксперт
Юркина Наталия