Сперанский М.М. Об усовершенствовании общего народного воспитания. 1808

Заголовок карточки
Сперанский М.М. Об усовершенствовании общего народного воспитания. 1808
Аннотация : Великий реформатор первой половины XIX века М.М. Сперанский подробно излагает в своей речи меры по усовершенствованию системы образования и воспитания
Персоналии (именной указатель)
  • Сперанский Михаил Михайлович
Хронологический указатель
  • XIX в. (первая четверть)
Тип ресурса
  • документы
Библиография
Корф М.М. Жизнь графа Сперанского. Т. 1-2. – СПб., 1861; Довнар-Запольский М.В. Политические идеалы М. М. Сперанского. – М., 1905; Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX в. – М., 1957; Полное Собрание Законов Российской Империи, т. 30, № 23771.
Источники
teacher.fio.ru/news.php; Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII — XIX веках. Составил С. В. Рождественский. При участии В. Г. Соломина и П. П. Тодорского. СПб., 1910. С. 374–379.
Тело статьи/биографии :

М.М. Сперанский

ОБ УСОВЕРШЕНИИ ОБЩЕГО НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ

[Читано 11 декабря 1808 г.]

 

I. Причины настоящих неудобств.

Главные средства, коими Правительство может действовать на воспитание народное, состоят:

1-е. В доставлении способов к просвещению.

Сюда принадлежит устройство училищ, библиотек и тому подобных публичных заведений.

2-е. В побуждениях и некоторой моральной необходимости общего образования.

В России первое из сих средств давно уже было принято и, переходя разные постепенности, в настоящее царствование нарочито усилено. Можно с достоверностию сказать, что никакое Правительство не употребляло в сей части ни более щедрости, ни более усилий.

Но второе средство доселе не было еще довольно употребляемо. Доселе Правительство ограничивало себя частными поощрениями, отличиями, напоминаниями. Но учение никогда еще не было у нас поставляемо условием необходимым и обязанностию непременною для вступления в службу и занятия гражданских мест.

Между тем известно, что условие сие в других Государствах существует. Не говоря уже о Франции, ни в Австрии, ни в Англии, ни в немецких землях никто не может быть ни судьею, ни адвокатом, ни прокурором без аттестата и испытания известных учебных мест.

И в России условие сие предварительно уже принято; в Правилах народного просвещения (статья 24) постановлено: «чтобы ни в какой губернии, спустя пять лет по устроении в округе, к которому она принадлежит, на основании общих правил училищной части, не определять к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, людей, не окончивших учения в общественном или частном училище».

Положенные сим правилом лета истекают, но каким образом привести меру сию в действие, когда во всех университетах и гимназиях количество учащихся столь малочисленно?

Нужно прежде всего рассмотреть причины сей малочисленности.

Из опытов известно, что у нас существуют три рода гражданского учения: 1) учение домашнее, 2) учение в частных пансионах, 3) учение в казенных училищах.

Учение домашнее обыкновенно употребляется в домах дворян богатых, имеющих способы нанять учителей и гувернера.

Учение в пансионах есть удел дворян средних.

Учение в училищах большею частию оставляется людям бедным свободных состояний.

Первый способ учения очевидно для Государства неудобен, 1) потому, что для великого числа людей нельзя найти довольно хороших учителей. Отсюда все те странности и укоризны, коим выбор иностранных учителей издавна и не без основания у нас толико оглашен; 2) способ сей неудобен и потому, что он не оставляет Правительству средств наблюдать за духом воспитания и приводить юношество к некоторому единообразию общественных правил.

Второй способ (учение в частных пансионах) в меньшей степени, но те же представляет неудобства.

Третий всех был бы предпочтительнее.

Но все три вместе имеют то главное неудобство, что в них ограничиваются первыми токмо начатками словесности и считают воспитание конченным, как скоро приобретено некоторое познание в иностранном языке, в арифметике и тому подобных стихийных (т.е. элементарных — А. Л.) науках, то есть, считают его конченным там именно, где оно действительно начинается.

Нужно рассмотреть причины сего странного расчета, чтоб обнаружить самый корень зла.

Все успехи гражданской службы измеряются у нас чинами, ибо с чинами сопрягаются не мнимые только отличия, но и места и все выгоды. Чины же даются большею частию по летам службы.

Отсюда всеобщее странное, но весьма естественное влечение к чинам и отсюда раннее вступление в службу, [Отсюда сей общий и ясный расчет отца, желающего устроить обыкновенным порядком судьбу детей своих. Он состоит в следующем: Порядочное гражданское воспитание не может совершиться как по крайней мере в 21-й год возраста. Студент, окончивший в сие время учение, получает по закону чин коллежского регистратора, между тем как другой, вступивший в службу прежде окончания наук или и совсем без учения, в то же самое время выходит уже по летам службы в титулярные советники. Здесь начинается разность весьма уже приметная: между тем как ученый достигает чина коллежского ассессора, неученый с некоторым навыком и с небольшим покровительством выйдет уже в статские советники; следовательно лучше кажется отцу скорее ввести детей в службу, нежели продолжать их науки.] и следовательно совершенная преграда всякому учению основательному, требующему времени и некоторой в уме зрелости.

Отсюда предпочтение пансионов частных и домашнего воспитания, в коих все науки пробегаются слегка и поверхностно, и отчуждение от училищ государственных, коих ход основан не на блеске, но на методах правильных.

Посему, если бы чинов гражданских не было, а места занимались бы по успехам просвещения или, по крайней мере, если бы чины раздаваемы были в точной соразмерности с науками: то каждый по необходимости принужден бы был учиться, чтобы достигнуть или места, или отличий.

Итак, в чинах и неудобном их распределении состоит первое и главное начало настоящего заблуждения.

 

II. Способы.

Из предыдущего явствует, что в лучшем распорядке гражданских чинов должно искать той моральной необходимости, коею Правительство может действовать на успехи воспитания.

Два средства здесь представиться могут: один, можно сказать, коренной, а другой приуготовительный.

Первое средство.

Чины гражданские введены в Россию в те времена, когда в грубых нравах века не было другого способа дать людям, занимающим гражданские должности, некоторое уважение и отличие от черни, как сравнив с чинами военными; отсюда произошла пресловутая табель о рангах.

Чины гражданские в начале своем имели постоянное знаменование. Коллежский советник был действительно советник коллегии; но впоследствии мало-помалу знаменование сие переменилось, чины умножились без меры, отделились от мест, и остались даже такие чины, коим и должности соответствующие в Империи уже не существуют.

Две причины содействовали сему размножению чинов: 1) Правительство находило в них легкий и неубыточный способ поощрять и награждать исполнителей; 2) чины представляют удобный способ перехода из других состояний в дворянское и, следовательно, по-видимому поправляют неравновесие.

Первая причина не может быть уважительна. Давая чин, Правительство дает не мнимое только и сравнительное титло; оно дает право на место чину сему соответствующее, но к коему чиновник сей никогда не готовился и, следовательно, готовит себе неспособного исполнителя. [Сие неудобство особливо в высших чинах ощутительно.] Оно дает ему право и на следующие чины, коих он одними летами службы без сомнения достигнет, и, следовательно, давая чин, например, коллежского ассессора чиновнику в полицейском деле расторопному, оно вместе с тем законом ручается ему и в чине тайного советника, к коему он и природою и воспитанием не призван. Оно дает ему еще более, давая право покупать деревни и владеть людьми в крепость.

Итак, награда чинами, по первому взгляду так легкая и почти мнимая, в самом деле есть монета самая неудобная и для Государства обременительная.

Вторая причина более имеет основательности. В самом деле, посредством чинов отворяется всем свободным состояниям переход в дворянство: отсюда соревнование, поощрение дарований и проч. Но все сии выгоды были бы тогда только уважительны, когда бы Дворянство наше не было основано на крепостном владении людей; в настоящем же положении, приобщая новых чиновников к сему сословию, Правительство не умножает ли массу, народ тяготящую и, желая постановить равновесие с одной стороны, не разрушает ли его с другой? Не доказывают ли, впрочем, примеры, что новые дворяне, чинами происшедшие, бывают и горше и алчнее старых?

Итак, ни в виде легких наград, ни в виде перехода к равновесию, чины не могут быть призваны установлением для Государства ни нужным, ни полезным.

Но вредных их последствий исчислить трудно. Они делят народ на два несоразмерные класса, на дворянство и чернь; не оставляют почти места среднему столь полезному состоянию; ввергают в презрение все, что ими не украшено; дают ложную цену местам и достоинствам; смешивают и ставят наравне людей просвещенных с невеждами, наполняют должности чиновниками неспособными и даже из писцов, науками не приуготовленных; одним порядком службы приводят людей к вышним званиям государственным; искательствами и множеством мелких злоупотреблений они развращают дух народный и, что всего горше, заражают самые источники народного воспитания.

Из сего видно, что средство самое коренное к успехам народного образования было бы уничтожение на будущее время всех чинов титулярных, или, лучше сказать, обращение их к тому первоначальному правилу, чтоб чины не что иное были, как означение мест действительно занимаемых.

Но предположение сие требует мер предварительных. Оно должно быть соображено с теми основаниями, на коих права дворянства должны быть постановлены. Ввести его ныне без общего плана было бы неудобно.

Но ныне же можно ввести некоторые правила, к нему принадлежащие и успехам общего образования способствующие.

Второе средство.

Сии приуготовительные правила могут состоять в следующем:

I. Чин коллежского ассессора, яко первый чин, дающий право на потомственное дворянство, открыт для тех только, кои будут обучаться или будут испытаны в Университетах. Сие представит первую необходимость публичного воспитания.

II. Для канцелярских чинов довольно оставить первые три офицерские чина, кои со временем при общем плане могут быть преобразованы в одно личное дворянство с правом владеть землею в крепость, а людей селить по условиям.

III. Последующие осьмиклассные чины затруднить для неучившихся и облегчить, сколь возможно, для тех, кои предъявят свидетельства в их учении. Второе побуждение к наукам.

IV. Чин статского советника, яко к государственной уже службе принадлежащий, сколь можно более уважить и открыть его единственно для людей испытанных и в службе довольно уже упражнявшихся. Сие составит третье побуждение к учению и сверх того преградит вход в государственную службу лицам, кои ввергают ее в некоторое неуважение.

 

Указ от 6/18 августа 1809 г. «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники»

 

Августа 6. Именный, данный Сенату. В правилах народного Просвещения, в 24 день Генваря 1803 года изданных постановлено было: «Чтоб ни в какой Губернии, спустя 5 лет по устроении в округе, к которому она принадлежит, на основании общих правил училищной части, не определять к Гражданской должности, требующей юридических и других познаний, людей, не окончивших учения в общественном или частном Училище».

 

Разум (смысл — А. Л.) сего постановления состоял в том, чтобы разным частям Гражданской службы доставить способных и учением образованных Чиновников; чтоб трудам и успехам в науках открыть путь к деятельности, предпочтению и наградам, с службою сопряженным.

Предполагаемо было, что все свободные состояния, и особенно сословие Дворянское, с поревнованием воспользуются открытием Университетов, Гимназий и Училищ в округах, Губерниях и уездах, с знатным иждивением казны и с нарочитыми пожертвованиями самого Дворянства устроенных, и везде уже большею частию существующих, и что отечественные сии установления предпочтены будут способам учения иностранным, недостаточным и ненадежным.

Но из ежегодных отчетов Министерства Просвещения и из сведений, к Нам доходящих, с сожалением Мы видим, что предположения сии доселе не восприняли еще своего действия. Исключая Университеты Дерптский и Виленский, все прочие учебные заведения, в течение сего времени открытые, по малому числу учащихся, не соразмерны способам их учреждения. К вящему прискорбию Нашему, Мы видим, что Дворянство, обыкшее примером своим предшествовать всем другим состояниям, в сем полезном учреждении менее других приемлет участия.

Между тем все части Государственного служения требуют сведущих исполнителей, и чем далее отлагаемо будет твердое и отечественное образование юношества, тем недостаток впоследствии будет ощутительнее.

Восходя к причинам столь важного неудобства, Мы находим между прочим, что главным поводом к оному есть удобность достигать чинов не заслугами и отличными познаниями, но одним пребыванием и счислением лет службы.

В отвращение сего, и дабы положить наконец преграду исканиям чинов без заслуг, а истинным заслугам дать новое свидетельство Нашего уважения, признали Мы нужным постановить следующее:

1. С издания сего указа никто не будет произведен в чин Коллежского Ассесора, хотя бы и выслужил положенное число лет в Титулярных Советниках, если сверх отличных одобрений своего начальства не предъявит свидетельство от одного из состоящих в Империи Университетов, что он обучался в оном с успехом наукам, Гражданской службе свойственным, или что представ на испытание, заслужил на оном одобрение в своем знании. Порядок и образ сих испытаний имеет быть немедленно определен и обнародован от Главного Училищ правления.

2. Порядок производства в чины до Коллежского Ассесора оставляется на прежнем основании.

3. Те, кои до издания сего указа произведены были и ныне состоят в чине Коллежского Ассесора, могут быть производимы до Статских Советников на прежнем основании, но не иначе, как когда с полною выслугою положенных лет, соединены будут самые достоверные свидетельства об отличном усердии в делах, особенное одобрение заслуживших. Простое исполнение должности ни в каком случае, хотя бы оно и далее положенных лет простиралось, не дает права на производство.

4. Напротив, те из 8-классных Чиновников, кои находясь в службе, при отличных одобрениях их Начальства, предъявят свидетельство об успешном их учении или испытании в Российском Университете, имеют быть производимы в следующие чины до Статского Советника, невзирая на лета службы, и хотя бы короткое время в настоящем чине находились.

5. В Статские Советники никто не может быть произведен по одним летам службы. К производству сему потребно совокупное представление следующих удостоений: 1) свидетельство о том, что представляемый Чиновник, по крайней мере, 10 лет продолжал службу с ревностию и усердием. 2) Что в числе разных должностей, по крайней мере, два года был он действительно в каком-либо месте Советником, Прокурором, Правителем Канцелярии или Начальником какой-либо положенной по штату Экспедиции. 3) Сверх сего он должен представить аттестат Университета об успешном учении или испытании его там в науках, Гражданской службе свойственных. 4) Должен представить одобрение Начальства, в коем он служит, изображающее именно, какие он оказал отличные заслуги.

6. В преграждение того, чтоб чины, при отставке даваемые, не были предлогом к неправильному их достижению при обратном в службу вступлении, постановляется, чтоб Чиновники, получившие следующие чины при отставке, принимаемы были паки в службу не иначе, как теми самими чинами, какие имели они до отставки.

7. Все представления о награждении чинами, от разных Начальств в Правительствующий Сенат и к министрам входящие, отныне должны быть сообразны правилам, выше изображенным; те же, кои будут оным несообразны, будут оставляемы без действия…

10. По местным уважениям Губерний малонаселенных и отдаленных, как то: трех Сибирских, Кавказской и Грузии, производство Чиновников, туда определяемых, остается на особенном положении, для сего изданном…

Предметы испытания.

I. Науки словесные. Грамматическое познание Российского языка и правильное в оном сочинение. Познание, по крайней мере, одного языка иностранного, и удобность перелагать с оного на Российский.

II. Правоведение. Основательное познание Права естественного, Права Римского и Права частного гражданского, с приложением сего последнего к Российскому законодательству. Сведения в некоторых нужнейших частях Права общего, как то: Экономии Государственной и законов уголовных.

III. Науки Исторические. Основательное познание отечественной истории. История Всеобщая, Древняя и Новая с частями к ней принадлежащими, как то: с Географиею и Хронологиею. Сюда же принадлежат первоначальные основания Статистики, особенно Российского Государства.

IV. Науки Математические и Физические. Знание, по крайней мере, начальных оснований Математики, как то: Арифметики, Геометрии, и общие сведения в главных частях Физики.

Образ испытания. В каждом Университете должен быть установлен особенный Комитет из Ректора и трех Профессоров для испытания. Желающий является в сей Комитет, представляет аттестаты места, где он обучался, буде их имеет, и получает назначение часов испытания. Испытание производится лично в Комитете по вопросам, кои наперед в надлежащем количестве должны быть изготовлены, и из коих Профессоры без всякого выбора предлагают желающему на разрешение. В словесных науках, он должен тут же на данную материю написать небольшое сочинение и сделать перевод. В Математических, сделать на доске выкладку или разрешить несколько проблем (задач — А. Л.) с доказательствами. В прочих оставляется ему на волю отвечать словесно или письменно, но не выходя из залы испытания. Испытание может быть продолжено в несколько приемов, но никогда менее четырех раз не должно быть совершаемо. Кандидаты, оказавшиеся без нужных познаний, получают отказ и имена их вносятся в журналы Комитета для справок впредь. Кандидатам, оказавшим довольные в науках успехи, от Правления Университетского, по донесению Комитета, выдается аттестат в надлежащей форме. Сей аттестат Кандидат представляет своему Начальству, которое и вносит его в послужный список, и каждый раз, когда впоследствии дело настоять будет о производстве его в осьмиклассный чин, представляет и аттестат сей в сверенной копии весте с послужным его списком.

Способы учения для молодых людей, службою обязанных. Дабы доставить молодым людям, ныне в гражданской службе состоящим, способы усовершить себя по возможности в науках, не оставляя должностей, ими отправляемых, в обеих Столицах и в тех городах, где находятся Университеты, ежегодно будут открываемы в летние месяцы, начиная с Мая по Октябрь, курсы наук: 1. Словесных, 2. Юридических, 3. Математических и 4. Физических. Состав и порядок сих курсов возвещены будут особенными проспектами в ведомостях обеих Столиц. Часы учебные для удобности посетителей все положены будут не ранее 2 часов пополудни, дабы утро могло быть употребляемо для исправления дел службы… По окончании курса, всем таковым выдаются свидетельства, что они следовали курсу; и хотя свидетельства сии не заменяют испытания, в Университете положенного: но при оном приемлются в надлежащее внимание…

Эксперт
Юркина Наталия