Школы

Заголовок карточки
Школы
Аннотация : Школы — учебно-воспитательные учреждения.
Виды образования
  • Дошкольное воспитание
  • Начальная школа
  • Средняя школа
  • Специализированное образование
  • Профессиональное обучение
  • Высшая школа
Предметный указатель
  • Школы
Тип ресурса
  • статьи
Библиография
Алферов С.Ю. Развитие педагогических идей утопического социализма и опыт их осуществления. – М., 1985; Антология педагогической мысли. В 3 т. – М., 1988; Бабишин С.Д. История школы и народных педагогических воззрений в свете фольклорных, этнографических и археологических материалов. – М., 1989; Бауманн Ю. Введение в педагогику. История педагогических систем. – СПб., 1905; Башляр Г. XIX век. Педагоги и мыслители. – М., 1990; Бочкарев Н. Педагогика в критическом освещении. – Пермь, 1925; Волков Г.П. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974; Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995; Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999; Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. – Л., 1978; Идеи эстетического воспитания: Антология. В 2 т. – М., 1973; История педагогики. – М., 1995; Кларин В.М. Идеалы и пути воспитания в теоретическом наследии философов XIX в. – М., 1996; Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. – М.,1988; Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994; Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. – М., 1993; Корнетов Г.Б. Становление воспитания как общественного явления. – М., 1992; Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. – М., 1994; Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. – Свердловск, 1988 Лужников A.M. История педагогики. – Свердловск, 1991. Миронов В.Б. Образование в истории человеческой цивилизации. – М., 1991; Модзалевский П. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен до нашего времени. – М., 1866; Монро П. История педагогики. – М., 1913; Окольский А.С. Об отношении государства к народному образованию. – СПб., 1872; Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX – начале XX в. – М., 1980; Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1998; Очерки по истории педагогических учений. – М., 1911.
Источники
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003; Изобр. - http://razinov.psychology.onego.ru/experiment/5-ph17.html
Тело статьи/биографии :

Школа (лат. schola, от греч. schole)


1. Учебно-воспитательное учреждение


Сложились различные точки зрения на определение понятия «школа». Одни теоретики педагогики акцентируют внимание на развитии в школе личности, а саму школу рассматривают как «подготовку к взрослой жизни», другие специалисты подчеркивают образовательные функции школы, ряд педагогов считает основными в школе воспитательные аспекты. В реальности школа объединяет в себе множество функций, включая и те, на которых сосредоточивают свое внимание приведенные точки зрения.

Существует также большое число самых различных классификаций типов и видов школ. Школы могут содержаться на средства государства или частных лиц и организаций (например, негосударственные образовательные учреждения, частные школы). По характеру сообщаемых знаний школы делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования — на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся — на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии — на светские и религиозные (конфессиональные). По различным принципам организации образования и обучения выделяются: единая школа, трудовая школа (ее подвид — иллюстративная школа). Для детей, не имеющих условий для нормального воспитания, создаются школы-интернаты, как и для детей, нуждающихся в лечении (санаторно-лесные школы и др.). Получила развитие авторская школа, а также ее виды: адаптивная школа, школа «диалога культур», «школа самоопределения», вальдорфские школы, школы развивающего обучения и др. В современном мире школа играет определяющую роль в осуществлении права личности на образование.

На протяжении всей истории человечества одним из основных вопросов педагогики было взаимодействие «школы и жизни». Уже в первобытном обществе в подготовке к инициации видны основные черты формальной школы, какой она сохранилась до настоящего времени: она дополняет стихийную, естественную, в частности семейную, социализацию. В повседневной жизни растущему человеку для приобретения необходимых ему и сообществу качеств недостаточно только практического показа и подражания. Для достижения этих целей нужно также сообщение и усвоение концентрированного, специально отобранного знания; нужны упражнения, чтобы овладеть сложными умениями. Отбор содержания школьного образования определяется более или менее осознанными его целями и принципами, т. е. предполагает осмысленный план или программу образования.

Образование осуществляется в школе как институции, которая обеспечивает контакт, общение сравнительно небольшого числа более совершенных и опытных людей (учителей, воспитателей) со многими менее совершенными и опытными (учащимися, воспитуемыми). Содержание образования сообщается и усваивается благодаря особому взаимодействию учителей и учащихся — преподаванию и обучению. Школьное образование признается успешным, когда завершается публичной демонстрацией приобретенных знаний и умений — экзаменами. Образование общества со времен первых цивилизаций осуществляется в рамках формального образования — теоретического образования с элементами стажировки, практики и с экзаменами.


2. Система образования, выучка, приобретенный опыт.


3. Направление в науке, литературе, искусстве и тому подобное, связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.


Эксперт
Пелевин Юрий