Химии кабинет в школе

Заголовок карточки
Химии кабинет в школе
Аннотация : Кабинет химии в школе — специально оборудованное помещение для проведения учебных занятий.
Хронологический указатель
  • 1918-1929
  • 1930-1940
  • 1941-1950
  • 1951-1960
  • 1961-1970
  • 1971-1980
  • 1981-1990
  • Современная школа
Виды образования
  • Средняя школа
  • Специализированное образование
  • Профессиональное обучение
Предметный указатель
  • Химии кабинет в школе
Тип ресурса
  • статьи
Библиография
Дьякович С.В. Электрооборудование школьного химического кабинета и его применение в эксперименте по химии. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 1994; Зайцева Г.А. Химический кабинет как творческая лаборатория учителя и учащихся // Химия в школе. 2004. №1; Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М., 1960; Зильберштейн А. И. О роли средств наглядного обучения в активизации познавательной деятельности школьников // Советская педагогика. 1963, № 3; Грабецкий А.А., Парменов К.Я. Учебное оборудование по химии. Для средней школы. – М., 1955; Учебное оборудование по химии для средней школы. Каталог-справочник. – М., 1958; Дубынин Л.А. Руководство для школьных лаборантов по химии. 3 изд. – М., 1958; Дубынин Л.А. Химический кабинет средней школы. – М., 1962; Михаилюк А.И. Опыт газификации школьных химических кабинетов сжиженной смесью бутана в баллонах // Под ред. Л.А. Дубынина. – М., 1959.
Источники
Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т.4 / Глав. Ред. И.А. Каиров. – М.: Советская энциклопедия, 1968.
Тело статьи/биографии :

Химии кабинет в школе — специально оборудованное помещение для проведения теоретических и практических занятий по химии и связанной с ними внеклассной работы. Основная часть типового химического кабинета — класс-лаборатория; при нем оборудуется препараторская комната.

При надлежащем оборудовании химического кабинета он обеспечивает экспериментальное преподавание школьного курса химии и проведение внеклассной работы по этому предмету. В связи с введением факультативных занятий по отдельным разделам химии и организацией химических классов, программа которых несколько расширена и специализирована с учетом интересов учеников и производственного окружения школы, желательно выделить дополнительные классные помещения, в которых создаются специализированные лаборатории, например, агрохимическая, аналитическая, технологическая и др.

Химические кабинеты оборудуются специальной мебелью: ученическими, лабораторными и демонстрационными столами, шкафами для размещения оборудования, вытяжными шкафами и др. Наиболее удобны двухместные ученические столы. Для хранения оборудования удобны встроенные шкафы, остекленные или затемненные, с перемещаемыми по вертикали полками (деревянными, стеклянными или пластиковыми).


Типовая мебель для кабинетов химии


К демонстрационному и ученическим столам подводятся вода, электричество и газ, столы имеют канализационные или выносные гончарные сливные устройства. Вытяжные шкафы оборудуются необходимыми приспособлениями (водопровод со сливом, газо- и электропроводки, штативы и т. п.).

Классные доски должны иметь возможно большую длину; удобны также дополнительные навесные доски из легкого материала. На полотне доски устраиваются магнитные поверхности, накладываются цветные и подсвечиваемые экраны и т. п.

Необходимая для учебных целей химическая посуда по типам и форме соответствует общим стандартам. Для индивидуального школьного эксперимента используется посуда преимущественно минимальных емкостей. В школьной практике применяется мерная химическая посуда и трубки (дрот).

Для школьного эксперимента приемлемы химически чистые, а в отдельных случаях технические реактивы и вещества. Для получения водорода применяются кислоты и металлы с надписью на этикетке «без мышьяка». Реактивы размещаются и хранятся в определенной (удобной учителю) системе на полках шкафов в закрытой (герметизированной) посуде. Шкафы с реактивами должны хорошо запираться, а в каникулярное время опечатываться (как и сам кабинет). Остроядовитые вещества приобретаются и хранятся с соблюдением требований соответствующих инструкций.

К числу наглядных пособий, используемых в химических кабинетах, относятся таблицы, модели химических производств, модели атомов и молекул, диапозитивы, кинофильмы и др.

В препараторской комнате хранится и подготовляется к урокам основной запас наглядных и вспомогательных пособий: инструменты для лабораторных занятий, некоторые приборы, реактивы и материалы. В препараторской рекомендуется иметь: шкафы для хранения наглядных пособий, раздаточного материала, посуды и нагревательных приборов, различных инструментов, справочной литературы, стол для подготовки пособий и приборов к занятиям и т. п.

Если есть возможность, хорошо иметь небольшой склад для хранения огнеопасных, ядовитых и летучих реактивов; склад лучше всего разместить в подвале, для него нежелательно интенсивное отопление.

Комплектование химического кабинета необходимым оборудованием осуществляется заведующим кабинетом, учителями химии и лаборантом по плану, утверждаемому директором школы. К работе по совершенствованию оборудования и обеспечению необходимого порядка в химическом кабинете могут организованно привлекаться и учащиеся. В химическом кабинете наряду с общей чистотой необходима чистота химической посуды и других предметов, применение надежных мер устранения специфических химических запахов, которые появляются при недостаточной герметизации реактивов и неправильном хранении летучих веществ.

Химический кабинет обеспечивается средствами оказания первой помощи в несчастных случаях и противопожарными средствами.

Класс-лаборатория должен иметь достаточную кубатуру, обеспечивающую большой запас воздуха, а также хорошую вентиляцию. В связи с этим не рекомендуется загружать его лишними шкафами. Их лучше размещать в препараторской. В химическом кабинете обязательно должны быть дополнительные вытяжные устройства. Установка вентилирующих устройств осуществляется специалистами и контролируется санитарной инспекцией.


Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т.4 / Глав. Ред. И.А. Каиров. — М.: Советская энциклопедия, 1968.

Эксперт
Пелевин Ю.А.