Яснополянская школа. 1852—1862

Заголовок карточки
Яснополянская школа. 1852—1862
Аннотация : В статье «О воспитании» Лев Толстой писал: «...первое и главное знание, которое свойственно прежде всего преподавать детям и учащимся взрослым, – это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый: что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим, и что всегда, при всех возможных условиях, дурным?»
Персоналии (именной указатель)
  • Толстой Лев Николаевич
Хронологический указатель
  • XIX в. (вторая четверть)
  • XIX в. (третья четверть)
Педагогические системы образования
  • Авторские школы
Виды образования
  • Начальная школа
Предметный указатель
  • Яснополянская школа. 1859-1862
Тип ресурса
  • статьи
Библиография
Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?, Полн. собр. соч. Т. 8. – М., 1936; Шибаева М. Яснополянская школа // Коммунистическое просвещение. 1935. № 6; Веикшан В.А. Яснополянская школа Л.Н. Толстого // Советская педагогика. 1948. № 9; Петров А. Яснополянская школа Л. Н. Толстого // Народное образование. 1959. № 10; Яснополянская школа им. Л.Н. Толстого // Материалы научной сессии Акад. пед. наук РСФСР, посвященной 100-летию Яснополянской школы. – М., 1960; Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. 2 изд. – М., 1953; Толстой Л. Н. Сборник статей. Пособие для учителей – М., 1955; Вейкшан В.А. Л. Н. Толстой о воспитании и обучении. – М., 1953; Вейкшан В.А. Л. Н. Толстой — народный учитель. – М., 1959; Годнев Д. Г. К вопросу об эволюции педагогических взглядов Л.Н. Толстого. // Ученые записки Куйбышевского гос. пед. и учит. института им. Куйбышева. 1938. Вып. 2; Гончаров Н.К. Педагогические идеи и практика Л.Н. Толстого // Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 1963; Лебедева В.А. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. – Тула, 1953; Петров А. К. Детские рассказы Л. Н. Толстого // Начальная школа. 1953. №9; Струминский В. Я. Л.Н. Толстой в истории русской педагогики // Советская педагогика. 1940. № 11-12; Сыркина О.Е. Л.Н. Толстой и «свободное воспитание» // Советская педагогика. 1938. № 12; Чехов Н.В., «Азбука» и «Книги для чтения» Л. Н. Толстого // Народный учитель. 1928. № 9; Шацкий С. Толстой — педагог // Шацкий С. Пед. соч. Т. 3. – М., 1964; Бирюков П. И. Биография Льва Николаевича Толстого. Т. 1-4. - М.; Пг., 1923.
Источники
Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 4 / Глав. Ред. И.А. Каиров. – М.: Советская энциклопедия, 1968.
Тело статьи/биографии :

Яснополянская школа – начальная школа, открытая для крестьянских детей Л. Н. Толстым осенью 1859 года в его имении Ясная Поляна близ Тулы.

В Яснополянской школе обучалось 37 детей в возрасте 7-15 лет (32 мальчика и 5 девочек). Ученики были распределены на два класса и далее в каждом классе — на два отделения по возрасту и уровню подготовки. В старшем классе обучалось 12, в младшем — 25 учеников. В школе училось и несколько взрослых. Обучение было бесплатным и совмещенным для мальчиков и девочек. Занятия проводились с 8 до 12 ч. и с 15 до 18 ч.

Важнейшей задачей своей школы Толстой считал воспитание творческой личности. Одним из основных принципов обучения в школе являлась полная свобода учеников, которые не были связаны обязательными часами занятий. Уроки на дом не задавались. Характерной чертой учебного процесса в Яснополянской школе была творческая активность и самостоятельность учащихся на занятиях. Толстой требовал учитывать возможности каждого ученика, его интересы и возрастные возможности. В школе работало четыре учителя. В планы преподавания, которые они составляли, обычно вносились изменения «согласно требованиям учеников».

В учебный план Яснополянской школы входили следующие предметы: чтение, письмо, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, математика, беседы по естественным наукам, рисование, черчение, пение и закон Божий.

По вечерам Толстой читал с детьми книги («Робинзон Крузо» и др.), рассказывал им о казаках, о Хаджи Мурате, об Отечественной войне 1812 г., о случаях из собственной жизни. Толстой старался пробудить у детей чувство патриотизма, вызвать у них интерес к отечественной истории. Во время прогулок обычно велись беседы и на этические темы. Под его руководством ученики собирали фольклор в деревнях своего уезда, писали рассказы, которые публиковались в приложении к журналу «Ясная Поляна». Занятия нередко проводились в поле, в саду, в парке.

Осуществляя свою идею о том, что школа должна отвечать потребностям трудового народа, Толстой ввел в Яснополянской школе занятия по труду (столярное дело и с.-х. работы), которыми он сам руководил. Вводя в труд элементы игры, он стремился сделать его увлекательным и радостным. Большое значение Толстой придавал и физическому развитию.

Лев Толстой среди яснополянских детей

Яснополянская школа закрылась в 1862. Широкий план образования, принятый Толстым для его школы, и постановка обучения в ней выдвинули Яснополянскую школу в число передовых учебных заведений того времени.

Эксперт
Пелевин Ю.А.