Гимназии как идейно-воспитательные учреждения. II пол. XIX в.

Заголовок карточки
Гимназии как идейно-воспитательные учреждения. II пол. XIX в.
Аннотация : Гимназиям и прогимназиям отводилась особая роль в воспитании учащихся в духе патриотизма, православия и преданности императорской семье.
Хронологический указатель
  • XIX в. (третья четверть)
  • XIX в. (четвертая четверть)
  • Начало XX в.
Виды образования
  • Средняя школа
Предметный указатель
  • Гимназии
  • Гимназии как идейно-воспитательные учреждения. II пол. XIX в.
Тип ресурса
  • статьи
Библиография
Народное образование в России: Исторический альманах. — М., 2000; История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. — М., 2003; Образование в Москве. История и современность. — М.: Изд. Объединение «Мосгорархив», 2000.
Тело статьи/биографии :

Учителям русского языка и словесности, а также истории отводилась главная роль в идейном воспитании и формировании мировоззрения гимназистов. В «Правилах о взысканиях» (Сборник распоряжений и постановлений по гимназиям и прогимназиям. – М.,1874.) говорится: «Всякая разумно направляемая школа стремится к воспитанию детей в истинно-патриотическом духе, в духе полнейшей преданности государю, отечеству. И в этом отношении собственно-патриотическое настроение наставников окажет наибольшее и наилучшее влияние на учеников и побудит их пользоваться как учебным материалом, который представляет история, география, история христианской церкви в России и вообще Закон божий, русский язык и словесность, так и всяким другим поводом и случаем для развития патриотического чувства в учениках».

Большое значение отводилось общегимназическим внеклассным мероприятиям, главным образом, в связи с преподаванием истории. Тщательно были продуманы с этой точки зрения вопросы методики проведения «достопримечательных исторических дат», каковая методика должна была, по мысли чиновников от просвещения, отличаться выразительностью и эмоциональной яркостью. «В дни достопамятнейших событий отечественной истории <...> в известный назначенный для сего час все ученики гимназии и прогимназии с III класса, директор, инспектор, классные наставники и, по возможности, другие преподаватели могли бы собираться в актовую залу, и здесь или директор, или преподаватель истории, или кто-либо из других наставников, по собственному желанию или с одобрения педагогического совета, мог бы в кратких, но живых чертах рассказать событие дня и вкратце объяснить историческое его значение с целью запечатлеть в юных умах важность события и вызвать в них патриотическое воодушевление. Такое чествование достопамятнейших дней отечественной истории, заключаясь соответственной случаю молитвой, возглашением многолетия государю-императору и августейшей фамилии и выполнением хором учеников национального гимна, не могло бы не остаться без благотворного влияния на развитие патриотического чувства, запечатлело бы эти дни в памяти учеников на всю жизнь и содействовало бы возбуждению патриотических чувств и в недрах семейств, в которые возвратятся в те дни ученики» (Сборник распоряжений и постановлений по гимназиям и прогимназиям. — М., 1874.).

Ю. А. Пелевин

Эксперт
Пелевин Ю.А.