Музей педагогический военно-учебных заведений в Санкт-Петербурге. 1864—1918

Заголовок карточки
Музей педагогический военно-учебных заведений в Санкт-Петербурге. 1864—1918
Аннотация : Музей военно-учебных заведений в Санкт-Петербурге — первый педагогический музей в России.
Хронологический указатель
  • XIX в. (третья четверть)
  • XIX в. (четвертая четверть)
  • Начало XX в.
  • «Третьеиюньская монархия»
  • 1908-1917
  • Советский период
Предметный указатель
  • Музей педагогический военно-учебных заведений в Санкт-Петербурге. 1864—1918
Тип ресурса
  • статьи
Библиография
Кумарин В.В. Волков Н.А. Педагогические музеи в России // Советская педагогика. 1985. № 12; Педагогический музей военно-учебных заведений. 1864—1914. — СПб, 1914; 25-летие педагогического музея военно-учебных заведений (1864—1889), [СПБ, 1889]; Санкт-Петербургский Педагогический музей военно-учебных заведений в 1864—1889 гг. // Русская старина. 1889. Т. 61. Март.
Персоналии
Н.В. Исаков, Н.X. Вессель, К.К. Сент-Илер, В.А. Евтушевский, Ф.Ф. Эвальд, В.П. Коховский, А.Н. Макаров, З.А. Макшеев
Источники
http://encyc.mir-x.ru/slovo.asp?id=185320; Изобр. - http://edu.delfa.net/cabinet/history/1.html
Тело статьи/биографии :

Педагогический музей военно-учебных заведений был открыт в 1864 году. Его учредителем выступил главный начальник военно-учебных заведений Н. В. Исаков (1821—1891). Первоначально он существовал при Педагогической библиотеке военно-учебных заведений; с 1871 года — в Соляном городке (Пантелеймоновская улица, ныне улица Пестеля, 2).

Главной задачей музея было внедрение принципов наглядного обучения (собирание, систематизация, разработка учебных пособий). Педагогический музей устраивал педагогические выставки (с 1866 г., среди организаторов — Н. X. Вессель, К. К. Сент-Илер, В. А. Евтушевский, Ф. Ф. Эвальд и др.). В 1872 году был издан каталог наглядных пособий и учебных руководств для начальной и средней школы. Среди учебных пособий, разработанных в музее: арифметические счеты В. П. Коховского, геометрические модели Евтушевского.

Педагогический музей устраивал публичные лекции (с 1872 г.; их читали И. М. Сеченов, Н. М. Пржевальский, С. М. Соловьев), народные чтения (с 1871 г.; свыше 100 тыс. слушателей в год); также он организовал курсы для подготовки преподавателей и воспитателей в военно-учебных заведениях (1903), участвовал в международных выставках (Парижской географической — 1875 г., Брюссельской гигиенической — 1876 г., Парижской всемирной — 1878 г.).

В 1881 году музей учредил общедоступные музыкальные классы, служившие базой для проведения исследований по музыкальной педагогике.

Были организованы следующие отделы: педагогический (1887), гигиенический, отдел по изучению педагогического наследия Я. А. Коменского (1891), педологический имени К. Д. Ушинского (1904), а также различные секции по предметам (история, география и т. д.), лаборатория экспериментальной педагогической психологии (основана в 1900 г., руководитель А. П. Нечаев) и другие.

В работе педагогического отдела (секретарь П. Ф. Каптерев) принимали участие видные педагоги: Н. А. Корф, Д. Д. Семенов, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Модзалевский, П. Г. Редкин, Я. Г. Гуревич. При отделе действовали кружок по начальному обучению, отдел критики и библиографии детской литературы и родительский кружок, организовавший в 1890 году выставку детских игрушек, игр и занятий.

Директоры Педагогического музей: В. П. Коховский, А. Н. Макаров (с 1891 г.), З. А. Макшеев (с 1906 г.).

В 1918 году Педагогический музей был преобразован в Центральный педагогический музей.