Музей народного образования Тюменской области. (Осн. в 1987 г.)

Заголовок карточки
Музей народного образования Тюменской области. (Осн. в 1987 г.)
Аннотация : Музей располагает интересными коллекциями: в нем можно увидеть произведения художников и скульпторов, изделия народного творчества, значки, ордена, медали, а также композиции из дерева, кости и керамики.
Хронологический указатель
  • Советский период
  • 1981-1990
  • Современная школа
Предметный указатель
  • Музей народного образования Тюменской области. (Осн. в 1987 г.)
  • Музеи педагогические
Тип ресурса
  • статьи
Библиография
Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. — М., 1989; Гнедовский М. Музей в системе непрерывного образования. Экспресс-информация. Вып. 1. — М., 1990; Музей и образование // Музейное дело и охрана памятников. Вып. 5. — М., 1989; Кумарин В.В. Волков Н.А. Педагогические музей в России // Советская педагогика. 1985. № 12; Музей и школа. Пособие для учителей. — М., 1985.
Персоналии
Г. Т. Бонифатьева
Источники
http://www.tgpi.tob.ru/info/mysei.html
Тело статьи/биографии :

Город Тобольск — родина первой Сибирской школы, основанной в 1701—1702 году воеводой М. Я. Черкасским. За три минувших века в Тобольске сложился уникальный историко-педагогический опыт, требующий всестороннего изучения и широкой популяризации. Эту задачу призван решать Музей народного образования Тюменской области, открытый при Тобольском государственном педагогическом институте имени Д. И. Менделеева. Торжественное открытие музея состоялось 18 июля 1987 года — в день празднования 400-летия города Тобольска. Идея создания педагогического музея принадлежала ректору института, профессору Юрию Михайловичу Коневу (ныне — депутату Госдумы), который был глубоко убежден, что институт должен иметь музей истории народного образования и педагогической мысли в Тюменском крае. Организатором, создателем и директором музея является Г. Т. Бонифатьева, педагог с полувековым стажем, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин города Тобольска.

Музейный комплекс состоит из постоянной экспозиции, фондов и библиотеки. В фондах музея хранится свыше 300 дел, из них 275 личных и 38 тематических. Вместе взятые личные и семейные фонды ветеранов труда позволяют воссоздать и оценить впечатляющий образ Народного учителя, призванного словом и делом утверждать в обществе «разумное, доброе, вечное». Музей имеет интересные коллекции: произведения художников и скульпторов; изделия народного творчества; значки, ордена и медали; композиции из дерева, кости, керамики. Нашей гордостью являются комплекты юбилейных медалей «Русские и зарубежные писатели», «Славен город Тобольск», серии открыток по темам «Тобольск старый», «Тобольск современный», «Из жизни гимназистов» и другие; представлены учебные приборы и наглядные пособия, свидетельствующие о разных этапах развития народного образования.

Библиотечный фонд музея скомплектован из учебно-методической литературы, подаренной в разное время учителями школ и преподавателями институтов. Определенную помощь литературой оказали Государственные библиотеки им. В. И. Ленина и им. К. Д. Ушинского. В библиотеке музея представлена педагогическая, научная, учебно-методическая литература, а также учебники, педагогические журналы и газеты дореволюционного периода и нашего времени.

Общая экспозиция музея состоит из двух отделов: дореволюционного и современного. В первом отделе (конец XIX — начало XX веков, до 1917 г.) отражены две темы, оформлены два интерьера: класс церковно-приходской школы и кабинет физики в гимназии.

Первая экспозиция посвящена теме «Состояние народного образования в Тобольской губернии». В ней рассказывается об истоках и развитии просвещения, постепенном повышении уровня грамотности населения края, о типах школ по сословиям, учительских семинариях и об открытии первого высшего учебного заведения в губернии (Тобольского учительского института 1916—1919 гг.). Экспозиция знакомит с педагогическими коллективами учебных заведений и отдельными учителями: Г. Я. Маляревским, А. А. Ксенофонтовой, А. А. Терновским, Н. Ф. Воскресенским, И. Я. Словцовым, с просветительской деятельностью декабристов И. Д. Якушкина, А. М. Муравьева, П. И. Свистунова. В ходе работы над экспозицией были использованы различные документы, в том числе уникальные: аттестаты и свидетельства об окончании учебных заведений, Похвальный лист Тобольской губернской гимназии, выданный в 1908 году Александру Терновскому, Похвальный лист Тюменского уездного училища, выданный в 1915 году Анастасии Кузякиной, «Правила поведения учениц Епархиального училища» Нины Щегловой, серебряная медаль «За усердие» учительницы А. Ф. Булатниковой.

Экспозицию «Влияние передовой интеллигенции на развитие просвещения края» открывают горельефы выдающихся земляков: С. У. Ремезова, В. Г. Перова, Д. И. Менделеева, П. П. Ершова, А. А. Алябьева, выполненные Н. В. Распоповым, членом Союза художников России.Отдельно освещается жизнь, педагогическая деятельность, научный подвиг Д. И. Менделеева, первого почетного гражданина города Тобольска. В экспозиции представлены материалы о декабристах, о педагогической деятельности П. П. Ершова и М. С. Знаменского.

Оба раздела экспозиции дополнены литературой о наших замечательных земляках. Можно найти книги с дарственными надписями авторов: Л. Беспаловой, Д. Копылова, Д. Ткалича, Н. Суртаевой, В. Софронова. В экспозиции представлены три живописных полотна: «Тобольск начала XX века» и «Село Аремзяны» В. Игловикова, члена Союза художников России, а также «Тобольский драматический театр» В. Балдина, бывшего главного художника театра. Вниманию посетителей представлена композиция из керамики по сказке П. П. Ершова «Конек-Горбунок» художницы Л. Шоноровой.

Во втором отделе экспозиции (1917—2002 гг.) отражены двенадцать тем. Оформлен интерьер школы ликвидации безграмотности (ликбез); представлены макеты: школа I ступени, комплекс Тобольского государственного педагогического института имени Д. И. Менделеева; композиции: «400 лет Тобольску», «На строительстве школы», «Первый трактор»; макеты значков «Отличник», «Народный учитель» и другие (чеканка), живописное полотно «Урок в национальной школе» В. Игловикова, панно с гербом города Ишима, плакаты.

В экспозиции «Октябрь в нашем крае» рассказывается о первых декретах по вопросам народного образования, об основных принципах школьного и просветительского дела, о начале работы по ликвидации неграмотности в крае, о первых учителях новой школы М. А. Елохиной, А. М. Храмовой, А. Д. Соколовой, Е. Г. Чекмезовой, об основоположниках советской педагогики. В экспозиции представлены подлинные учебники и учебные пособия, изданные в 1920-х годах.

Экспозиция «Становление единой трудовой школы» повествует о работе первых школ и об учителях, которые стояли у их истоков: А. А. Красновской, М. И. Гостевой, Е. С. Клочковой, Б. Г. Гарифуллине, А. П. Милиновской, П. Т. Сенютиной; о борьбе с беспризорностью и организации общества «Долой неграмотность»; об открытии первых детских дошкольных учреждений, первых педагогических учебных заведений и педагогических курсов. В экспозиции много документов, предметов педагогического труда и быта учителей, среди них есть и достаточно редкие: членский билет и устав общества «Долой неграмотность», первый российский паспорт, первые трудовые списки (трудовые книжки), документы Тобольского педтехникума, материалы о работе отделения народов Севера и туземной школы при Тобольском педтехникуме.

В экспозиции «Комсомольское и пионерское движение 20—30-х годов» рассказывается о рождении Тюменского комсомола, первых комсомольцах и их делах; о становлении пионерской организации в крае, первых пионервожатых и пионерах; об участии комсомольцев и пионеров в борьбе с беспризорностью, в ликвидации безграмотности среди населения. Здесь много интересных документов, предметов комсомольской и пионерской атрибутики. Наибольший интерес у посетителей вызывают комсомольские и пионерские значки, комсомольские билеты 1920—1940-х годов, галстук с зажимом, чертежный прибор, который принадлежал одному из первых комсомольцев Тобольска Васе Звереву, замученному в тюрьме и захороненному в братской могиле (в саду Ермака); кубок, посвященный 70-летию Тобольского комсомола, подаренный музею ветераном войны и труда В. М. Южаковым.

Тема «Народное образование в предвоенный период (30—40-е гг.)» представлена двумя экспозициями. В первой отражено состояние народного образования в годы первых пятилеток: рост и укрепление советской школы, подготовка педагогических кадров, открытие татарского педучилища, первых высших учебных заведений в Тюмени и Тобольске, проведение Всероссийской аттестации учителей, организация и проведение курсов подготовки и переподготовки педагогов. Имеются материалы об учителях: М. А. Тверитиной, Р. А. Хрущевой, А. И. Евсеевой, 3. Р. Бекшеневе, М. Д. Каштановой, О. И. Софроновой, В. Ф. Трофимовой, И. Ф. Евсееве и других, а также документы об учителях — жертвах политических репрессий. Большой интерес у посетителей, особенно молодежи, вызывает патефон, эпидиаскоп, весы, разновесы и другие наглядные пособия.

Во второй экспозиции ведется рассказ о развитии просвещения на Севере: в Ямало-Ненецком и Остяко-Вогульском (Ханты-Мансийском) округах, о работе по созданию алфавита для ранее бесписьменных малых народов, о подготовке букварей и других учебников на ненецком, хантыйском и мансийском языках, об открытии первых национальных школ и училищ, об учителях: П. Е. Хатанзееве, В. Ф. Михайловой, А. Н. Лоскутовой, М. П. Калабиной, В. В. Уженцеве, о первом директоре Салехардского национального педучилища Е. Е. Мельнике, первом ученом Н. И. Терешкине, о первых национальных писателях и драматургах. В экспозиции много книг и учебников на ненецком, хантыйском, мансийском языках, среди них присутствуют и уникальные: первый букварь на ненецком языке Г. Прокофьева «Новое слово», (М., 1932 г.), «Книга для чтения» на ненецком языке П. Жулева. (М.—Л., 1933 г.), Материалы I Всероссийской конференции по развитию языков и письменности народов Севера. В оформлении экспозиции использованы творческие работы ветерана войны и труда В. Южакова, тобольских резчиков по кости, изделия учащихся Саранпаульской национальной школы и жанровые картины учителя Г. Тимофеева, посвященные праздникам в национальной школе.

В экспозиции «Народное образование в период Великой Отечественной войны» отражен материал о деятельности школ, детских домов и учебных заведений в годы войны, об организации оборонно-спортивной работы, об учителях, учениках и студентах, ушедших на фронт: А. И. Татарниковой, Я. К. Занкиеве, А. Г. Гаитове, М. Г. Трапезникове, А. Л. Поповой, Н. А. Новгородовой, Ю. Г. Созонове, А. А. Мартемьяновой, Н. Т. Адамове; о Героях Советского Союза: В. Худякове, Г. Кошкарове, К. Ряжеве, Н. Сотникове, А. Звереве, И. Королькове, о самоотверженном труде работников народного образования, об открытии ФЗУ и РУ, об организации Тюменской области (1944 г.), о первом заведующем облоно С. Г. Казанцеве, заслуженном учителе Российской Федерации. В экспозиции использовано много документов, предметов, значков, в том числе значок «Ворошиловский стрелок», репродуктор, а также барельеф «Мать солдата» и кубок «День Победы», выполненные ветеранами войны и труда П. Томиловым, В. Южаковым. Отдельно выделен материал о польском детдоме, который находился в городе с 1942 по 1946 год. Эти материалы вызывают большой интерес у посетителей, особенно из Польши.

По теме «Состояние народного образования в Тюменской области после войны» оформлены две экспозиции, в которых ведется рассказ о работе учителей по всеобучу, об открытии новых школ и учебных заведений, в том числе Ишимского учительского института; о приходе фронтовиков в школы и учебные заведения, о первых областных учительских съездах, о результатах педагогического поиска учителей: Г. Я. Сотникова, Р. Ф. Кугаевской, А. А. Тронтьевой, В. Ф. Трофимовой, Н. Н. Поповой, М. А. Глушковой, В. М. Чупровой, Е. П. Волковой, К. Ф. Трофимовой, Т. Н. Гостевой, А. Ф. Поповой, Г. В. Шананина Н. Т. Адамова — заслуженных учителей Российской Федерации; о награждении работников образования орденами и медалями за доблестный труд в годы войны, о результатах работы по выполнению Закона «Об укреплении связей школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» (1958 г.), об открытии первых школ-интернатов. Материал о Я. К. Занкиеве представляет его посетителям не только как заслуженного учителя, но и как писателя. В экспозиции представлены его роман «Зори Иртыша» на татарском и русском языках и рассказы для детей.

Экспозиция «Народное образование в 60-е годы» повествует об освоении нефтегазовых районов Севера и бурном развитии школ в этих районах, о роли общеобразовательной и высшей школы в решении социальных задач развития области, о победе «тюменской тетради» на печатной основе, росте высших и средних специальных учебных заведений, об учителях-новаторах: Н. И. Телюпе, А. С. Знаменском, Н. М. Глухих, М. Н. Шабалиной, 3. П. Шараповой, П. Ю. Хайновском, М. Ф. Грибановой, Е. Г. Селяниной, А. Н. Чусовитиной, К. Д. Шишкиной, И. Г. Матвееве, М. В. Никифоровой и других. Особый интерес в этой экспозиции вызывают книги: «Тюменская область за 50 лет» (статистический сборник, 1967 г.), «Школа Тюменской области» (сборник, 1968 г.), «Тюменская тетрадь» П. К. Худолеева (тетради на печатной основе), «Народное образование Тюменской области за 50 лет» (П. К. Худолеев, 1967 г.). Вызывает интерес композиция «На Севере»; капсула-снаряд с землей с могилы Неизвестного солдата (г. Москва), которую передали в музей студенты-участники велопробега «Тобольск—Москва».

Тема «Народное образование на современном этапе» раскрывается двумя экспозициями. В первой идет речь об основных направлениях развития системы народного образования в ходе реформы школы. Представлены материалы всероссийских, всесоюзных съездов учителей, рассказывается о педагогическом поиске, о заслуженных учителях Российской Федерации: Е. Я. Власовой, В. Я. Лещинской, К. П. Ляпустиной, А. М. Кабальновой, М. В. Змановской, А. П. Новицкой, В. А. Усольцевой, Г. Д. Амелине, В. Ф. Югринове, Т. С. Меньшиковой, В. А. Демидове, Б. Ф. Рассохине; заслуженном учителе профобразования М. И. Карасикове, Герое Социалистического Труда Я. В. Бородине, директоре школы им. Декабристов; об ученых Тобольского государственного педагогического института им. Менделеева Ю. П. Прибыльском, А. А. Макарене, В. М. Худяшеве, А. Г. Гаитове.

Во второй экспозиции, посвященной этой теме, рассказывается о новых типах школ в области: гимназиях, лицеях, колледжах. Пропагандируется передовой педагогический опыт школ и учебных заведений. Даны материалы о победителях городских и областных конкурсов «Учитель года». Представлены авторы школ нового типа Н. Д. Лицман, Л. С. Тарабрина, Н. П. Лохман, Ю. Ф. Тунгусов, К. Г. Барбакова, И. В. Сергеева. Экспозицию музея завершает огромное живописное полотно «Самый счастливый день учителя», выполненное группой тюменских художников под руководством Г. Струнникова.

Наряду с постоянной экспозицией, в музее оформляются и функционируют выставки по различным темам (за 15 лет их было восемьдесят). Дополнение постоянной экспозиции тематическими, учебно-методическими, художественно-творческими выставками дает возможность более широко знакомить посетителей с различными аспектами развития народного образования, оживляет деятельность музея, делает ее динамичной, более глубокой и разнообразной. Работа по сбору, изучению и обработке материалов к выставкам обогащает основной фонд музея, расширяет связи, повышает авторитет и значение музея.

В создании музея народного образования приняли участие преподаватели института (Ю. П. Прибыльский, Н. А. Новгородова, И. А. Сыркина, Н. М. Головнева), очень многие учителя города и области, выпускники школ и учебных заведений, представители творческой интеллигенции области — все они передали свои материалы в фонд музея безвозмездно.

С момента создания научно-исследовательской лаборатории (1992 г.) музей вступил в новый этап деятельности и изменил свой статус. Теперь он является музеем-лабораторией народного образования Тюменской области. Научным руководителем музея-лаборатории является профессор Ю. П. Прибыльский, доктор исторических наук; сотрудники музея-лаборатории — кандидаты исторических наук Н. И. Загороднюк, Г. К. Скачкова.

Организационные принципы деятельности музея сформулированы в концепции, включающей следующие основания: учитель как главный субъект педагогического действия; преемственность и взаимосвязь школьных традиций и новаций; единство и многообразие форм делового сотрудничества с учебными заведениями и органами образования региона; непрерывность и динамизм, обновление и обогащение фондов и экспозиций; комплексное решение научно-исследовательских и учебно-методических задач; доступность фондов и экспонатов.

2002 год для музея юбилейный, ему исполняется 15 лет. Пятнадцать лет напряженной поисковой, научно-исследовательской, учебно-методической, пропагандистской и воспитательной работы. За эти годы в музее было проведено около 2,5 тысяч различных мероприятий: экскурсий и бесед, встреч и «круглых столов», курсов и семинаров, учебных занятий и конференций, конкурсов и познавательных игр — их посетило свыше 45 тысяч человек. Среди посетителей — ученые, руководители комитетов по образованию, школ и учебных заведений, учителя и учащиеся, педагоги и студенты, молодые учителя и ветераны педагогического труда Тюменской области, гости из других регионов страны и из стран зарубежья.

На сегодняшний день музейный комплекс позволяет успешно реализовать присущие ему репродуктивную, научную, познавательную, информационную, воспитательную, регулятивную функции просвещения, вносит весомый вклад в подготовку квалифицированных специалистов для школ Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Эксперт
Пелевин Ю.А.