Гимназия Мариинская женская в Симбирске. 1864-1918

Заголовок карточки
Гимназия Мариинская женская в Симбирске. 1864-1918
Аннотация : История гимназии тесно связана с семьей Ульяновых. Здесь учились сестры В.И. Ленина: Анна Ильинична и Ольга Ильинична Ульяновы.
Хронологический указатель
  • Российская Империя
  • XIX в. (третья четверть)
  • XIX в. (четвертая четверть)
  • Начало XX в.
  • «Третьеиюньская монархия»
  • 1908-1917
Виды образования
  • Начальная школа
  • Средняя школа
Предметный указатель
  • Гимназии
  • Гимназия Мариинская женская в Симбирске. 1864—1918
Тип ресурса
  • статьи
Библиография
Алешинцев И.А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX в.). – СПБ, 1912; Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века. 2 изд. – М., 1954; Народное образование в России: Исторический альманах. - М., 2000; История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2003.
Персоналии
И.В. Вишневский, Н.И. Некрасова, Ф.М. Керенский, И.Н. Ульянов
Источники
http://www.mariinka.mv.ru/mariin_gimnazia.htm
Тело статьи/биографии :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 августа 1864 года в Симбирске (ныне Ульяновск) начался страшный пожар, бушевавший девять дней и разрушивший большую часть домов в городе. Сгорело здание Елизаветинского училища, а также здание, в котором располагалось Мариинское училище.

Было решено объединить два учебных заведения – Елизаветинское училище и Мариинскую гимназию — и построить для них новое здание на месте сгоревшего здания Елизаветинского училища. Так появилось двухэтажное здание на углу улиц Покровской и Большой Саратовской.

Учебное заведение называлось Симбирская Мариинская женская гимназия с Елизаветинским пансионом. История зафиксировала существование Мариинской гимназии с Елизаветинским пансионом вплоть до 1918 года.

Первым начальником Мариинской гимназии был статский советник Иван Васильевич Вишневский, занимавший в то же время должность директора училищ Симбирской губернии — первой главной надзирательницей была его дочь Надежда Ивановна Некрасова. В учебном плане Мариинской гимназии были следующие предметы: Закон Божий, русский язык и словесность, французский и немецкий языки, естествоведение, начало педагогической гигиены, чистописание, рисование, пение, женские хозяйственные рукоделия, гимнастика и танцевание.

При открытии гимназии число воспитанниц составляло 87, а 1-ого января 1866 года — уже 126. Их социальный состав был различен. Например, в 1865 году в 7-ом классе обучалось 13 дочерей мещан, три дочери священников, две дочери купцов, две дочери крестьян, одна дочь солдата.

Однако по большей части девочки были из состоятельных семей, так как за обучение нужно было платить значительную сумму.

В 1873 году при Мариинской женской гимназии при содействии действительного статского советника Михаила Авксентьевича Исакова и купца Николая Васильевича Сапожникова была открыта церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Трехэтажный пристрой к гимназии был возведен по проекту 1904 года.

История нашей гимназии тесно связана с семьей Ульяновых. С 1875 по 1880 год здесь училась старшая сестра В. И. Ленина — Анна Ильинична Ульянова. Она окончила гимназию с большой серебряной медалью. С 1883 по 1887 год в гимназии училась и Ольга Ильинична Ульянова. Она была одной из лучших учениц гимназии и окончила школу с золотой медалью. Илья Николаевич Ульянов был выдающимся педагогом-просветителем, который внес огромный вклад в развитие образования в Симбирской губернии.

С 1883 года гимназию возглавлял Ф. М. Керенский, являвшийся одновременно директором Симбирской мужской классической гимназии.

С 1894 года начальником Мариинской гимназии был назначен Александр Васильевич Годнев, преподаватель математики, физики и немецкого языка, кавалер ордена Святого Станислава 2-й и 3-й степени, а также Святой Анны 3-й степени. Дарование чина статского советника А. В. Годневу — выходцу из недворянского сословия — было признанием его заслуг на педагогическом поприще.

Сохранившиеся уставы Симбирской Мариинской женской гимназии 1864 и 1891 годов свидетельствуют о регламентации деятельности учебного заведения, в частности, в вопросах выбора предметов обучения, количества учебных часов в разных возрастных группах, сохранения здоровья воспитанниц, а также попечительской деятельности и состава педсовета.

Объяснительная записка начальника Симбирской Мариинской женской гимназии Свешникова к Его Сиятельству Господину Главноуправляющему Собственной Его Императорского Величества канцелярии по учреждениям Императрицы Марии в 1891 году наполнена болью, состраданием к тем ученицам, которые обучались в данном учебном заведении. Автор дает анализ процесса обучения, учебного плана и просит Высочайшее руководство внести соответствующие изменения в Устав гимназии, а именно пересмотреть учебный план, сократив его: «констатирую, что в большинстве школ естественная история представляет предмет не обучения, а обоюдного для ученика и учителя мучения; лучшая детская память представляется только загроможденным балластом бесконечных названий предметов, их частей и деталей, терминологий, формулами и т. д.». Осуждению подвергся и процесс преподавания иностранных языков: «домашняя подготовка к поступлению в гимназию вообще очень слаба в провинциальных городах и поступающие не имеют достаточных сведений из грамматики родного русского языка, правила дидактики не допускают начального школьного обучения иностранному языку … Жалость берет, – пишет он, – при виде детей, только что оторванных от семьи и посаженных на школьную скамью, как они с недоумевающими и испуганными глазками в один и тот же день исследуют со своими преподавательницами правила и русского, и французского, и немецкого языков… Для устранения этого зла должно или элементарные сведения из грамматики русского преподавать в приготовительном классе, или обучение иностранным языкам начинать с 6 класса» (т. е. 2 кл.).

Автор обращает внимание еще на один значительный аспект, который требует внимания в целях сохранения здоровья и предупреждения переутомления ученика, — необходимость сокращения учебного года и удлинения каникул (учебный год длился с 16 августа до 1 июня). «Летний свет – писал Свешников, и тепло в географических широтах нашего отечества слишком короткое время ласкают нас, а свет, тепло и движение лучшие факторы физического развития и лучшие врачи наши. С этой же санитарной целью весьма было бы желательно число уроков в один из средних дней недели, например, в среду, ограничить только тремя, до двенадцати часов дня».

Эксперт
Пелевин Ю.А.