Лоррен Клод (1600—1682)
Периоды
  • XVII в. (вторая четверть)
  • XVII в. (первая четверть)
  • XVII в. (третья четверть)
  • XVII в. (четвертая четверть)
География
  • Франция
Вид искусства
  • живопись
Эпоха, стиль, направление
  • классицизм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • начальная школа
  • самообразование
Библиография : Ларионова Э. И. К. Лоррен [Альбом].— М., 1979.
Источники
Большая советская энциклопедия, http://www.rubricon.com; Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986.
Тело статьи/биографии :         Клод Лоррен (собственно, Желле) родился в 1600 г. в городке Шамань в Лотарингии (отсюда прозвище, Lorrain — лотарингец). Будучи еще совсем молодым человеком, Клод учился гравюре во Фрейбурге-им-Брейсгау, затем работал в Неаполе, под руководством живописца Готфрида Валса. С 1619 г. учился в Риме у А. Тасси. Спустя шесть лет художник вернулся во Францию, посетив по дороге различные итальянские города, и работал около года в Нанси, помогая придворному художнику Клоду де Руэ расписывать своды церкви Кармелитов. В 1627 г. он уехал в Рим.
         Уже в 1630-е годы пейзажи Лоррена привлекли внимание знатоков искусства и богатых заказчиков, среди которых были испанский король, папы, кардиналы, римские вельможи и т.п. В картинах Лоррена библейские, мифологические или пасторальные сюжетные мотивы полностью подчинены изображению прекрасной, величественной природы («Пейзаж с Акидом и Галатеей», «Пейзаж со сценой бракосочетания Исаака и Ревекки»). Для Лоррена природа была образцом возвышенного, совершенного мироздания, в котором царят покой и ясная соразмерность. Пейзажам художника свойственны широкий пространственный охват, обилие воздуха и света («Пейзаж с Энеем на Делосе»; «Диана, воссоединяющая Кефала и Прокриду»). Пространственные планы плавно переходят один в другой. Первый план отмечен «кулисами» — деревом или зданием, обычно окрашенным в коричневые тона («Изгнание Агари»). Второй план — это зеленая зона равнины или гористой местности или морская гавань, бухта или залив («Пейзаж с Аполлоном, стерегущим стада Адмета», «Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет», «Гавань при восходе солнца»). И наконец — голубоватые дали, в которых небо сливается с горами («Пейзаж со сценой нахождения Моисея», «Похищение Европы»). Обращаясь к событиям древней легенды, Лоррен не придает особого значения фигурам. Обычно в его пейзажах их писали другие художники.
         Излюбленный мотив Лоррена — отправление в путь («Отплытие Одиссея из страны феаков», «Отплытие царицы Савской», «Отплытие св. Урсулы»).
         Лоррен оставил свыше тысячи рисунков. Среди них большое количество этюдов с изображением деревьев и растений, а также наброски, сделанные непосредственно с натуры. В коллекции герцога Девонширского в Чатсуорте находится знаменитая серия «Liber veritatis», которая состоит из 200 пейзажных рисунков. Среди них — эскизы к его полотнам, а также рисунки, сделанные с его картин.
         Лоррен исполнил сорок пасторальных гравюр.
         Умер Лоррен в Риме 21 ноября 1682 г.

изображения: