Лосенко, Антон Павлович. Портрет Ф. Г. Волкова. 1760 (?) ГРМ
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. № Ж-4969
Периоды
  • XVIII в. (третья четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • портрет
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Аленов М.А., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI – начала XX века. – М.: Искусство, 1989; Верещагина А. Г. Художник. Время. История: Очерки русской исторической живописи ХVIII – нач. ХХ в. — Л.: Искусство, 1973; Воронихина Л., Михайлова Т. Русская живопись XVIII века. – М., 1989; Гаврилова Е.И. Антон Павлович Лосенко. – Л., 1977; Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998; Жидков Г. В. Русское искусство XVIII века. – М. 1951; Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., перевод с немецкого яз., вступит. ст. К.В. Малиновского. В 2-х т. – М., 1990; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: «Высшая школа», 1999; История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. Т. 5. – М.: Академия наук СССР, 1960; Каганович А.Г. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. – М., 1963.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
67 х 53
Персоналии
И.И. Шувалов, А.П. Сумароков, Петр III, великая княгиня Екатерина Алексеевна, Е. П. Чемесов
Тело статьи/биографии :

В искусствоведческой традиции принято относить портрет Ф. Г. Волкова к 1763 году, хотя произведение неподписное и никаких документальных подтверждений этой датировки не имеется. Вместе с тем, по своим живописным приемам этот портрет близок к портретам И. И. Шувалова и А. П. Сумарокова, исполненным А. П. Лосенко в 1760 году. Известный портрет актера Федора Григорьевича Волкова также мог быть создан в этом году, тем более что художник близко знал Волкова с 1759 года (Каганович А.Г. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. – М., 1963. С. 138.).

Не исключено, что портрет был заказан художнику крупным меценатом и первым директором Академии художеств И. И. Шуваловым, во всяком случае, произведение изначально принадлежало ему. В определениях академического Совета от 31 декабря 1793 года имеется запись с требованием Шувалова о возвращении «принадлежащих ему оставленных в Академии трех картин», среди них числится и портрет Ф. Г. Волкова (Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии Художеств за 100 лет существования / Под ред. П.Н. Петрова. Т. 1. – СПб., 1864. С. 315). По-видимому, портрет не был возвращен Шувалову, поскольку в Русский музей он попал в 1923 году из музея Академии художеств.

Федор Григорьевич Волков (1729—1763) — выходец из купеческой семьи, прославленный актер, зачинатель отечественного профессионального театра. В 1750 году он собрал в Ярославле любительскую труппу и на свои деньги построил деревянный театр. На основе этой труппы через шесть лет указом Елизаветы Петровны был создан в Петербурге первый постоянный русский публичный театр. Его репертуарную основу составляли трагедии А. П. Сумарокова, который был назначен директором нового предприятия. Как отмечали современники, наиболее ярким и талантливым актером был сам основатель труппы Федор Волков.

Федор Волков вместе с братом Григорием принял участие в за́говоре против императора Петра III с целью передать престол его жене, великой княгине Екатерине Алексеевне. После удачного переворота новая императрица Екатерина II возвела братьев в дворянское достоинство и пожаловала семью сотнями крепостных душ.

На портрете Федор Волков изображен в театральном костюме. Он в мантии, в одной руке держит маску, а в другой — кинжал, на котором держится золотая диадема. Это атрибуты Мельпомены, музы трагедии. Они же вошли и в дворянский герб Волковых.

Аналогичный портрет, хранящийся в Третьяковской галерее, многие десятилетия считался авторским повторением и был весьма известен среди широкой публики и школьных учителей. Но в результате исследований было установлено, что работой Лосенко он не является (Селиванов А.В. Технологическое исследование живописных произведений А.П. Лосенко из коллекции Русского музея // Технологические исследования в Русском музее за 20 лет. – СПб., 1994. С. 43—44.). Портрет Ф. Г. Волкова часто копировался учениками Академии художеств. Возможно, одна из таких копий и попала в Третьяковскую галерею.

В 1764 году портрет был гравирован Е. П. Чемесовым.

Пелевин Ю.А.

статьи:

изображения:

биография художника: