Репин, Илья Ефимович. Толстой на отдыхе в лесу. 1891. ГТГ
Холст, масло. 60 х 50
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 6313
Периоды
  • XIX в. (четвертая четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • портрет
Эпоха, стиль, направление
  • реализм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Репин И.Е. Далекое – близкое. – М., 1964; Репин И.Е. Статьи и материалы. Т. 1—2. – М.; Л., 1948—1949 («Художественное наследство...»); Новое о Репине. – Л., 1968; Репин И. Е. и Толстой Л. Н. Переписка в 2-х томах. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Стасов В. В. Переписка в 3-х тт. – М.; Л., 1948-1950; Возвращение не состоялось...(из переписки с И.Е. Репиным) // Сов. архивы. 1991. N 3; Илья Ефимович Репин. Альбом / Автор текста и составитель альбома Н.Д. Моргунова-Рудницкая. – М.: Искусство, 1970; И. Репин. Живопись. Графика: Альбом. Л., 1985; И. Е. Репин. 1844-1930: К 150-летию со дня рождения: Каталог выставки. М., 1994; Аленов М.А., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI – начала XX века. – М.: Искусство, 1989; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII – начала XX века. – М.: Искусство, 1973; Грабарь И.Э. Репин. В 2 тт. – М., 1963-1964; Ельшевская Г. В. Илья Репин. М., 1996; Лясковская О. И. Е. Репин. 2-е изд. – М., 1962; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / Под ред. Н. Г. Машковцева. – М., 1963; Ракова М. М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. М.: Искусство, 1979; Рогинская Ф.С. Передвижники. Товарищество передвижных художественных выставок. Альбом. – М.: Арт-Родник. 1997; Стернин Г.Ю. Илья Ефимович Репин. – Л., 1985; Федоров-Давыдов А. А. И. Е. Репин. М.: Искусство, 1961; Чуковский К. И. И. Репин. – М., 1983.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
60 х 50
Источники
Илья Ефимович Репин. Альбом / Автор текста и составиьель альбома Н.Д. Моргунова-Рудницкая. – М.: Искусство, 1970. Табл. 28.
Тело статьи/биографии :

Репин считал нужным и интересным изображение Толстого в различные моменты его жизни. Поэтому в каждый свой приезд в Ясную Поляну он делал массу зарисовок Толстого. Скульптор И. Я. Гинзбург рассказывал: «Как влюбленный, Илья Ефимович ходил за Львом Николаевичем; слушая его разговоры, он думал о том, что выражают черты его лица, как это выражение передать на бумаге или холсте... „Смотрите, — восторженно говорил мне Илья Ефимович в 1891 году, когда мы вместе очутились в Ясной, — знаете, где мы находимся? — на четвертом бастионе! Шутка ли, кого мы лепим и рисуем...“» (Художники в гостях у Льва Толстого // Голос минувшего. 1916. № 11. С. 192—193).

Привязанность к Льву Николаевичу, поклонение его духовному облику поднимали, окрыляли огромный талант Репина.

В 1891 году Репин создает очаровательную небольшую картину «Толстой на отдыхе в лесу». Очень красивая по живописи, она полна солнечного света. Мастерство передачи природы тем удивительнее, что Репин писал картину по памяти, через две недели после отъезда из Ясной Поляны.

Тепло вспоминая свое пребывание там, он пишет Татьяне Львовне Толстой из Петербурга о своих переживаниях: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Лев Николаевич лежал недалеко от меня с книгой в руке, в уютном месте, под деревьями. В тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света!.. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался; красивая картина выходит... Надолго хватит мне Ясной, все туда тянет, к тому свету; или это закон тяготения малых тел к большим?» (Письмо Репина Т.Л. Толстой от 31 июля 1891 г. // И.Е. Репин и Л.Н. Толстой. Переписка в 2-х томах. Т. 1. — М.; Л., 1949, С. 32.).


Илья Ефимович Репин. Альбом / Автор текста и составитель альбома Н.Д. Моргунова-Рудницкая. – М.: Искусство, 1970. С. 12.

изображения:

статьи:

биография художника: