Репин, Илья Ефимович. Крестный ход в Курской губернии. 1881–1883. ГТГ
Холст, масло. 175 х 280
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 738
Периоды
  • XIX в. (четвертая четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • жанровая сцена
  • историческая композиция
Эпоха, стиль, направление
  • реализм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Репин И.Е. Далекое – близкое. – М., 1964; Репин И.Е. Статьи и материалы. Т. 1—2. – М.; Л., 1948—1949 («Художественное наследство...»); Новое о Репине. – Л., 1968; Репин И. Е. и Толстой Л. Н. Переписка в 2-х томах. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Стасов В. В. Переписка в 3-х тт. – М.; Л., 1948-1950; Возвращение не состоялось...(из переписки с И.Е. Репиным) // Сов. архивы. 1991. N 3; Илья Ефимович Репин. Альбом / Автор текста и составитель альбома Н.Д. Моргунова-Рудницкая. – М.: Искусство, 1970; И. Репин. Живопись. Графика: Альбом. Л., 1985; И. Е. Репин. 1844-1930: К 150-летию со дня рождения: Каталог выставки. М., 1994; Аленов М.А., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI – начала XX века. – М.: Искусство, 1989; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII – начала XX века. – М.: Искусство, 1973; Грабарь И.Э. Репин. В 2 тт. – М., 1963-1964; Ельшевская Г. В. Илья Репин. М., 1996; Лясковская О. И. Е. Репин. 2-е изд. – М., 1962; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / Под ред. Н. Г. Машковцева. – М., 1963; Ракова М. М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. М.: Искусство, 1979; Рогинская Ф.С. Передвижники. Товарищество передвижных художественных выставок. Альбом. – М.: Арт-Родник. 1997; Стернин Г.Ю. Илья Ефимович Репин. – Л., 1985; Федоров-Давыдов А. А. И. Е. Репин. М.: Искусство, 1989; Чуковский К. И. И. Репин. – М., 1983.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
175 х 280
Источники
Илья Ефимович Репин. Альбом / Автор текста и составиьель альбома Н.Д. Моргунова-Рудницкая. – М.: Искусство, 1970. С. 13-14.
Тело статьи/биографии :

«Крестный ход» — широкая многогранная картина пореформенной России. Огромное количество лиц представлено на картине, они сгруппированы по определенному замыслу, и в то же время это не мешает художнику дать совершенно естественное и правдивое изображение религиозной процессии, просто и убедительно построить толпу. Тут и народ, одурманенный религией, забитый, покорный и темный, тут и представители господствующих классов и их пособники — духовенство и полиция, разжиревшие и наглые, тут и весь самодержавный режим в виде жандармской нагайки, занесенной над толпой.

Репин писал все с натуры и в то же время брал только типичное, вот почему он сумел одновременно изобразить живую конкретную процессию, столь знакомую старой России, — крестный ход, и в то же время дать широчайшую картину русской жизни второй половины XIX века. Толпа не однородна. В центральной части процессии, в которой имеют право находиться почетные, избранные лица, охраняемые кордоном полицейских, жандармов, стражников и понятых, идут крепкие мужички и торговцы; нищая же братия, бедняки-крестьяне, странники и богомольцы сюда не допускаются — они оттеснены к краю дороги.

Представитель купечества идет, отдуваясь и обливаясь потом, в центре рядом с барыней. Фигура этого кривоногого купца и промышленника, недавнего кулака деревни, и фигура местной помещицы, зазнавшейся, чванной, тупой и себялюбивой, охарактеризованы глубоко отрицательно и противопоставлены крестьянам. Тупые или озверелые конные жандармы и полицейские возвышаются над массой народа, покорно сносящей их грубое обращение. Покорность толпы выражена не только в фигурах бедняков-богомольцев слева, но и в робком, инстинктивном, полном ужаса жесте руки, поднятой кем-то, чтобы защитить себя от удара нагайкой урядника, хлещущего толпу. Гениально дано противопоставление горожанок, несущих с благоговением пустой киот из-под иконы, и помещицы, чванно несущей самую икону. Довольствуясь малым, они и к ящику относятся как к святыне, едва прикасаясь, бережно держат его, помещица же, получившая икону, относится к этому как к должному и несет ее самодовольно, бесцеремонно приложив к своей груди. Не менее сильно противопоставление исступленно верующего горбуна, слабого хромоножки, опередившего всех, жирному, глубоко равнодушному и ленивому дьякону, тупой, чванной барыне и им подобным. В своем религиозном рвении горбун не замечает палки отталкивающего его деревенского старосты. Фигура горбуна предельно одухотворена. Лицо его полно волевой твердости и страстной устремленности. Красота образа воплотилась в силе душевного порыва.

Много трудов положил художник, чтобы найти нужный ему тип горбуна, и последовательно и упорно искал выражение внутренней сосредоточенности, горячей надежды, веры в его лице. Все это можно проследить по этюдам.

Типичны, предельно выразительны все участники шествия. Разнообразие и жизненность фигур, жестов, поз, выражений поражает. В то же время все связано, объединено, отдельные участники процессии сливаются в единое целое. Все шествие движется неудержимо, как лавина, и влечет за собой каждого из участвующих в крестном ходе. Это впечатление массового движения выражено не только динамикой поз и жестов, но живописными средствами: пыльное марево вдали, переливы развевающихся на часовне красочных лент, контрасты цветовых пятен, одежд, блики на золотых окладах икон, сочетание лохмотьев одежд и золота облачений вызывают у зрителя ощущение живой людской массы. Выжженная земля, белесоватое от блеска солнца небо, знойный воздух — все это передано с небывалым до Репина мастерством.

Репин — не только великий мастер, но и великий трудолюбец. В огромном шествии отчетливо проработано каждое лицо, не только главных персонажей, но и лиц дальних планов и тех, которые едва видны. Нигде нельзя найти просто мазка, краски, заполняющих какой-либо сантиметр полотна. Если же всмотреться в лица участников шествия, то поражает глубокая психологическая характеристика каждого. Как тонко переданы переживания! Все участники шествия охвачены одним чувством важности происходящего, но каждый человек — четко охарактеризованная индивидуальность со своим восприятием, со своими думами. В то же время это яркие типы. А как написаны певчие! Сразу видно, что мальчик, идущий с краю, поднявший руку, поет дискантом, а его сосед — альтом. Идущий за ними брюнет — бас, а несколько поодаль — тенор берет фальцетом. А как настороженно, внимательно прислушивается регент!

Но не только лица участников крестного хода, но руки, ноги, походка необычайно выразительны. Твердо, уверенно шагают трое крестьян, несущих фонарь, и совсем по-иному двигаются ноги слабосильного парня, помогающего его нести. Семенит ногами мещаночка, несущая киот. И как важно, размеренно выступает протодиакон. Он ставит ноги так, как их никогда не ставят крестьяне. Толстая барыня точно катится, а рядом с ней сотский на кривых, с детства рахитичных ногах. Слабы больные ножки горбуна, и тяжело ступают натруженные ноги издалека пришедших странниц-богомолок.

Творчество Репина учит предельной тщательности работы, что при его наблюдательности и мастерстве рисунка дают исключительно жизненную выразительность. Репин показал бытовые явления, которых он был очевидцем, и как великий художник сумел в произведении, им созданном, как в фокусе, собрать все типичное, яркое, доказывающее.

«Крестный ход в Курской губернии» был куплен П. М. Третьяковым и стал украшением его галереи, приобретавшей уже значение национального собрания.


Илья Ефимович Репин. Альбом / Автор текста и составитель альбома Н.Д. Моргунова-Рудницкая. — М.: Искусство, 1970. С. 13—14.

изображения:

статьи:

биография художника: