Репин, Илья Ефимович. Царевна Софья. 1879. ГТГ
Холст, масло. 201 х 145,3
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 722
Периоды
  • XIX в. (четвертая четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • историческая композиция
Эпоха, стиль, направление
  • реализм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Репин И.Е. Далекое – близкое. – М., 1964; Репин И.Е. Статьи и материалы. Т. 1—2. – М.; Л., 1948—1949 («Художественное наследство...»); Новое о Репине. – Л., 1968; Репин И. Е. и Толстой Л. Н. Переписка в 2-х томах. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Стасов В. В. Переписка в 3-х тт. – М.; Л., 1948-1950; Возвращение не состоялось...(из переписки с И.Е. Репиным) // Сов. архивы. 1991. N 3; Илья Ефимович Репин. Альбом / Автор текста и составитель альбома Н.Д. Моргунова-Рудницкая. – М.: Искусство, 1970; И. Репин. Живопись. Графика: Альбом. Л., 1985; И. Е. Репин. 1844-1930: К 150-летию со дня рождения: Каталог выставки. М., 1994; Аленов М.А., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI – начала XX века. – М.: Искусство, 1989; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII – начала XX века. – М.: Искусство, 1973; Грабарь И.Э. Репин. В 2 тт. – М., 1963-1964; Ельшевская Г. В. Илья Репин. М., 1996; Лясковская О. И. Е. Репин. 2-е изд. – М., 1962; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / Под ред. Н. Г. Машковцева. – М., 1963; Ракова М. М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. М.: Искусство, 1979; Рогинская Ф.С. Передвижники. Товарищество передвижных художественных выставок. Альбом. – М.: Арт-Родник. 1997; Стернин Г.Ю. Илья Ефимович Репин. – Л., 1985; Федоров-Давыдов А. А. И. Е. Репин. М.: Искусство, 1989; Чуковский К. И. И. Репин. – М., 1983.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
201 х 145,3
Тело статьи/биографии :

Картина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» задумана в Чугуеве в 1877 году, окончена в 1879 году в Москве. Первая историческая картина Репина. История трактуется художником как драма личности. Главная интересующая его задача — раскрыть трагические переживания свергнутой и заточенной царевны, ее страшный гнев и лютую, бессильную ненависть. В историческом образе Репин стремится передать общечеловеческие чувства в наиболее ярком и монументальном их выражении. Репина увлекает преимущественно экспрессия открытого проявления чувств. С большой силой выразительности изображает он гневное лицо царевны с нахмуренными бровями, широко раскрытыми глазами, раздувающимися ноздрями и плотно сжатыми губами. Судорожно скрещены на груди руки, и вся ее словно застывшая фигура выражает скованную силу и энергию. Облик Софьи внушает страх, что подчеркнуто художником в изображении забившейся в глубину испуганной девочки-послушницы.

Образ царевны Софьи создан Репиным из сочетания нескольких моделей. Основной моделью для фигуры в целом была некая домашняя портниха. Кроме нее Репин использовал также лица Е. И. Бларамберг-Апрелевой и В. С. Серовой, жены композитора и матери художника. Такое создание образа на основе нескольких моделей мы увидим и в других картинах Репина. Это не противоречит методу выискивания образа на натуре, а является его развитием и расширением. Ведь и создавая синтезированный образ по нескольким моделям, художник мыслит его не как идеальный, а как жизненно реальный, который можно было бы встретить в жизни. Художник и здесь исходит из изучения жизни и стремится к ее реальному воссозданию. Сравнивая этюды голов этих моделей с окончательным образом, видим, что Репин сделал Софью старше, некрасивой и менее одухотворенной. За это главным образом и критиковали картину многие современники: Стасов, Суриков, Третьяков, Мусоргский. Напротив, этот образ одобрял Крамской, считая его исторически и психологически верным.

Образ Софьи в своей богатырской силе, экспрессивности родствен образу «Протодиакона» и, подобно ему, свидетельствует о демократичности эстетики Репина, стремившегося в трактовке исторической личности избежать всякой идеализации и приукрашенности. В известной «мужиковатости» образа Софьи сказалась и репинская страсть к изображению телесного, физического, к передаче внутренней жизни путем ее открытого выражения в жесте, позе, мимике. Его поэтому и увлекает внешняя экспрессия, в изображении которой он не знает себе соперников. В мощности облика Софьи Репина захватывает характерность выражения, цельность натуры и сила простых чувств людей старой Руси.

Композиция картины лаконична. В ней господствует одна фигура царевны, а все остальные — не только обстановка, но и голова повешенного стрельца в окне, и фигурка монашенки — все это лишь играющие подсобную роль, разъясняющие сюжет либо подчеркивающие переживания Софьи детали. Они нужны для того, чтобы сделать изображение сюжетной картиной, а не просто своего рода монументальным портретом-типом. Репин несколько сдвигает фигуру Софьи от центра и дает ее в небольшом повороте. Неглубокий интерьер палаты, изображенной с угла, выгодно выделяет фигуру, подчеркивает ее крупный масштаб. Детали интерьера — арка в глубине, в которой видно освещенное свечами пространство церкви, окно с повешенным снаружи за решеткой стрельцом, — играя существенную повествовательную роль в развитии сюжета, вместе с тем нужны и для того, чтобы в картине оказалось достаточно пространства и «воздуха», что важно при ее психологической напряженности. Обращает на себя внимание прием подсветки фигуры Софьи скрытым источником света. Репин осветил ее слева, а не из окна справа. Этой искусственной, то есть зрительно немотивированной подсветкой Репин дополнительно выделяет одетую в белое платье фигуру, стоящую на темном фоне интерьера, акцентирует ее, привлекает прежде всего к ней взгляд зрителя, который уже затем обращается к светлому окну. Сдвинутый в сторону стул на первом плане также играет и сюжетную и композиционную роль, отмечая передний план и таким образом вводя фигуру целиком в пространство интерьера.

Картина написана в той же темпераментной и сочной живописной манере, что и «Протодиакон». Ее цветовая гамма построена на контрасте и переходах холодных серебристых тонов парчового платья царевны, натюрморта на столе, света в окне и теплых темных стен интерьера, красного ковра на полу, света свечей в арке, в глубине. Это сочетание двух тональностей должно служить передаче душевного смятения и одиночества царевны. С чисто репинским блестящим живописным мастерством, тонкостью и влюбленностью в материальный мир, его формы, цвет написано белое парчовое платье царевны с тонким золотым узором. При его изображении Репин вводит отблески жаркого света свечей в зону холодного серебристо-белого цвета. Дневной же свет, размельчаясь, как бы дробится и угасает на раскрытой книге, серебряной чернильнице и подсвечнике на столе.

Любопытная деталь: пятна от восковых свечей на сукне, обтягивающем пол. Этой тонко подмеченной деталью Репин придает бытовую убедительность изображению. В ее передаче сказывается репинская любовь и внимание ко всему в картине, длительное вынашивание ее и стремление к законченности, завершенности.


Федоров-Давыдов А.А. И.Е. Репин. М.: Искусство, 1989. С. 34—35.

изображения:

статьи:

биография художника: