Репин, Илья Ефимович. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903. ГРМ
Холст, масло. 400 х 877
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. № Ж–4088
Периоды
  • XX в. (первая четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • историческая композиция
Эпоха, стиль, направление
  • реализм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Репин И.Е. Далекое – близкое. – М., 1964; Репин И.Е. Статьи и материалы. Т. 1—2. – М.; Л., 1948—1949 («Художественное наследство...»); Новое о Репине. – Л., 1968; Репин И. Е. и Толстой Л. Н. Переписка в 2-х томах. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Стасов В. В. Переписка в 3-х тт. – М.; Л., 1948-1950; Возвращение не состоялось...(из переписки с И.Е. Репиным) // Сов. архивы. 1991. N 3; Илья Ефимович Репин. Альбом / Автор текста и составитель альбома Н.Д. Моргунова-Рудницкая. – М.: Искусство, 1970; И. Репин. Живопись. Графика: Альбом. Л., 1985; И. Е. Репин. 1844-1930: К 150-летию со дня рождения: Каталог выставки. М., 1994; Аленов М.А., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI – начала XX века. – М.: Искусство, 1989; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII – начала XX века. – М.: Искусство, 1973; Грабарь И.Э. Репин. В 2 тт. – М., 1963-1964; Ельшевская Г. В. Илья Репин. М., 1996; Лясковская О. И. Е. Репин. 2-е изд. – М., 1962; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / Под ред. Н. Г. Машковцева. – М., 1963; Ракова М. М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. М.: Искусство, 1979; Рогинская Ф.С. Передвижники. Товарищество передвижных художественных выставок. Альбом. – М.: Арт-Родник. 1997; Стернин Г.Ю. Илья Ефимович Репин. – Л., 1985; Федоров-Давыдов А. А. И. Е. Репин. М.: Искусство, 1989; Чуковский К. И. И. Репин. – М., 1983.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
400 х 877
Источники
Илья Ефимович Репин. Альбом / Автор текста и составитель альбома Н.Д. Моргунова-Рудницкая. — М.: Искусство, 1970. С. 20—21.
Тело статьи/биографии :

Последним шедевром Репина был грандиозный групповой портрет «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года». Заказ был сделан министерством двора по случаю предстоявшего 100-летнего юбилея Совета. Репину не хотелось брать этот заказ, но власти настаивали. Тогда он потребовал разрешения присутствовать на торжественном заседании, для того чтобы ознакомиться с происходившим в натуре.

Парадная обстановка дворцового зала, блеск шитых золотом и серебром мундиров, орденов, голубые и красные орденские ленты, золоченая мебель и разного оттенка красные и малиновые драпировки, сукно на столах — все это создавало богатый красочный эффект. Репина как колориста это заинтересовало, и он дал согласие при одном обязательном условии, чтобы члены Совета ему позировали, находясь на тех местах, где они обычно заседали в зале, и в тех же парадных костюмах. Его условия были приняты.

Началась работа над огромным и очень сложным заданием. Размеры полотна и срочность работы заставили Репина пригласить себе в помощники двух своих учеников — И. С. Куликова и Б. М. Кустодиева.

К тому же у Репина из-за переутомления болела правая рука, и в этот период он начал учиться писать левой рукой. Ученики выполняли главным образом технические работы: расчерчивание полотна и т. п.

Трудности при исполнении картины были большие. Помимо огромного числа лиц, с которых надо было сделать портреты, затруднения возникали при решении задач перспективы. Зал Мариинского дворца, где происходило заседание, имел круглую форму. Для верности изображения надо было применить сложное построение перспективы с нескольких точек зрения.

При огромных размерах зала сидевшие вдали выходили слишком мелкими; чтобы этого избежать, надо было увеличить размер фигур первого плана. Репин сделал это виртуозно, жизненность происходившего, передача пространства таковы, что на должном расстоянии создается впечатление полной иллюзии торжественного заседания.

Прежде чем создать картину, Репин исполнил массу этюдов-портретов с членов Государственного Совета. Эти портреты — верх живописного мастерства. Написанные à lа рrimа (без предварительной подготовки), в широкой манере, смелыми, меткими, безошибочными ударами кисти.

Одним ударом кисти написана красная орденская лента на массивном корпусе А. П. Игнатьева, схвачен его мгновенный поворот головы к соседу, и как характерная и очень выразительная деталь дан властный и жирный кулак у рта. В композиционном построении портрета, в яркой красно-золотистой цветовой гамме, оттененной басовыми темными тонами мундира, в характере движения, в живой мимике лица встает ярко выраженная индивидуальность.

Прямо противоположен этюд к портрету К. П. Победоносцева. Это образ затаившегося зла. Душитель всякого прогрессивного движения, холодный, замкнутый в себе мракобес. Репин его ненавидел, это можно уверенно сказать на основании той характеристики, которую он ему дал. Мертвенная бледность точно неживого лица и руки хитрого, скрытного человека. Особый гладкий мазок, извивающийся, переливающийся тончайшими нюансами серо-белого, неопределенно лепящий форму, прекрасно выражает ускользающий облик лицемера. Черный сюртук Победоносцева, черная полоса висящей над ним картины, служащая фоном мертвенно-бледной маске лица, усиливают мрачное впечатление. В памяти встают крылатые строки:


Победоносцев над Россией

Простер совиные крыла.


Так же остро характеризованы как ловкие придворные Н. Г. Герард и И. Л. Горемыкин, надменный барон Розинг и другие.

Острота социальной характеристики и глубина психологического проникновения присущи всем портретам-этюдам и создают общую картину характера бюрократии. <…> «Государственный Совет» — групповой парадный портрет, замечательный мастерством композиционного построения, красотой декоративной живописи и глубиной и остротой социальной и психологической характеристики. Это один из шедевров, едва ли не лучший из парадных портретов в мировом искусстве.

«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» было последним великим произведением Репина. Оно потребовало колоссального напряжения сил. Ведь только одних масляных этюдов-портретов было исполнено 47, причем многие из них являются шедеврами портретного искусства, и все это исполнено в три года. Высокий творческий взлет увенчал приближавшееся шестидесятилетие художника. Дальше силы пошли на убыль. К тому же случилось большое несчастье: у Репина на почве переутомления стала болеть, а потом и вовсе вышла из строя правая рука. Он научился писать левой, привязывая палитру особым образом на шею.


Илья Ефимович Репин. Альбом / Автор текста и составитель альбома Н.Д. Моргунова-Рудницкая. – М.: Искусство, 1970. С. 20—21.

изображения:

статьи:

биография художника: