Репин, Илья Ефимович. Портрет К.П. Победоносцева. 1903. ГРМ
Холст, масло. 68,5 х 53
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. № Ж–4027
Периоды
  • XX в. (первая четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • портрет
Эпоха, стиль, направление
  • реализм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Репин И.Е. Далекое – близкое. – М., 1964; Репин И.Е. Статьи и материалы. Т. 1—2. – М.; Л., 1948—1949 («Художественное наследство...»); Новое о Репине. – Л., 1968; Репин И. Е. и Толстой Л. Н. Переписка в 2-х томах. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Стасов В. В. Переписка в 3-х тт. – М.; Л., 1948-1950; Возвращение не состоялось...(из переписки с И.Е. Репиным) // Сов. архивы. 1991. N 3; Илья Ефимович Репин. Альбом / Автор текста и составитель альбома Н.Д. Моргунова-Рудницкая. – М.: Искусство, 1970; И. Репин. Живопись. Графика: Альбом. Л., 1985; И. Е. Репин. 1844-1930: К 150-летию со дня рождения: Каталог выставки. М., 1994; Аленов М.А., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI – начала XX века. – М.: Искусство, 1989; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII – начала XX века. – М.: Искусство, 1973; Грабарь И.Э. Репин. В 2 тт. – М., 1963-1964; Ельшевская Г. В. Илья Репин. М., 1996; Лясковская О. И. Е. Репин. 2-е изд. – М., 1962; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / Под ред. Н. Г. Машковцева. – М., 1963; Ракова М. М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. М.: Искусство, 1979; Рогинская Ф.С. Передвижники. Товарищество передвижных художественных выставок. Альбом. – М.: Арт-Родник. 1997; Стернин Г.Ю. Илья Ефимович Репин. – Л., 1985; Федоров-Давыдов А. А. И. Е. Репин. М.: Искусство, 1989; Чуковский К. И. И. Репин. – М., 1983.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
68,5 х 53
Источники
Шувалова И.Н. «Ведь это летопись…» // Государственный совет России. 1801 – 2001. М.: Пинакотека, 2002. С. 8-9.
Тело статьи/биографии :

В ином ключе решен образ обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева — российского «Великого инквизитора», своим видом вполне соответствовавший тому образу, который русские люди создавали о нем, судя по его считавшейся роковой роли в государственной жизни (Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. Четвертая, пятая. — М., 1993. С.507.). Бескровное лицо со стертыми чертами, застылость, подчеркнутая и большей гладкостью письма, тусклый взгляд представляют полную противоположность подвижному, бодрому Игнатьеву. Изображенный строго анфас на фоне тяжелой рамы царского портрета, он кажется олицетворением сухого, мертвого и мертвящего бюрократизма. Портрет написан с блеском — быстро, уверенно; свободный, лаконичный, емкий мазок фиксирует самое главное. Созданный Репиным образ может сказать больше, чем многие словесные описания. Это один из редких портретов, где проскальзывает негативное отношение художника к изображенному, в связи с которым он помечает в своем списке «совсем сова», словно предвосхищая поэтическую метафору А. Блока: «Победоносцев над Россией простер совиные крыла» (Блок А. Возмездие // Блок А. Соч. в 2-х тт. Т.I. — М., 1955. С. 507.). Реакционный дух этого душителя свободомыслия, некогда ополчившегося на картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван», его преследование Л. Толстого претили художнику, с предельной убедительностью передавшему бесстрастность и душевную черствость портретируемого. В картине, где главной задачей было создание единого ансамбля, образ Победоносцева лишен той беспощадной остроты, которым отличается этюд. Но и здесь от всего его облика — неподвижного взгляда на бледном лице, окаменевшей фигуры с молитвенно сложенными руками — веет ледяным холодом. По-видимому, чтобы еще больше оттенить застылость Победоносцева, Репин изобразил сидящего рядом с ним председателя Комитета министров И. Н. Дурново не в фас, как на этюде, а в резком повороте головы в профиль.

Но было бы ошибочным считать, что Репин задавался целью критически изображать сановников. Встречающиеся в искусствоведческой литературе высказывания об обличительном настрое художника не кажутся столь обоснованными. В этом плане портрет Победоносцева скорее исключение. Чаще же побеждало свойственное мастеру доброжелательное отношение к людям. «Мне многие, очень многие типы из числа личностей, присутствующих на торжественном заседании Государственного Совета были очень интересны», — говорил он одному репортеру. Увлекающийся, импульсивный художник умел вживаться в любую модель, пусть даже не воодушевлявшую его в психологическом плане, отдаваясь удовольствию творческого постижения натуры.


Шувалова И.Н. «Ведь это летопись…» // Государственный совет России. 1801—2001. М.: Пинакотека, 2002. С. 8—9.

изображения:

статьи:

биография художника: