Репин, Илья Ефимович. Воскрешение дочери Иаира. 1871. ГРМ
Холст, масло. 229 х 382
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. № Ж–4050
Периоды
  • XIX в. (третья четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • религиозная композиция
Эпоха, стиль, направление
  • реализм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Репин И.Е. Далекое – близкое. – М., 1964; Репин И.Е. Статьи и материалы. Т. 1—2. – М.; Л., 1948—1949 («Художественное наследство...»); Новое о Репине. – Л., 1968; Репин И. Е. и Толстой Л. Н. Переписка в 2-х томах. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Стасов В. В. Переписка в 3-х тт. – М.; Л., 1948-1950; Возвращение не состоялось...(из переписки с И.Е. Репиным) // Сов. архивы. 1991. N 3; Илья Ефимович Репин. Альбом / Автор текста и составитель альбома Н.Д. Моргунова-Рудницкая. – М.: Искусство, 1970; И. Репин. Живопись. Графика: Альбом. Л., 1985; И. Е. Репин. 1844-1930: К 150-летию со дня рождения: Каталог выставки. М., 1994; Аленов М.А., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI – начала XX века. – М.: Искусство, 1989; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII – начала XX века. – М.: Искусство, 1973; Грабарь И.Э. Репин. В 2 тт. – М., 1963-1964; Ельшевская Г. В. Илья Репин. М., 1996; Лясковская О. И. Е. Репин. 2-е изд. – М., 1962; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / Под ред. Н. Г. Машковцева. – М., 1963; Ракова М. М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. М.: Искусство, 1979; Рогинская Ф.С. Передвижники. Товарищество передвижных художественных выставок. Альбом. – М.: Арт-Родник. 1997; Стернин Г.Ю. Илья Ефимович Репин. – Л., 1985; Федоров-Давыдов А. А. И. Е. Репин. М.: Искусство, 1989; Чуковский К. И. И. Репин. – М., 1983.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
229 х 382
Тело статьи/биографии :

Картина является первым крупным произведением молодого Репина. Это его дипломная работа, за которую он получил первую золотую медаль, звание художника и заграничную командировку.

Картина писалась в 1870—1871 годах и осталась неоконченной, главным образом в аксессуарах первого плана (столик, чаша и нижняя часть светильника, каменный пол, свернутый ковер, домашняя утварь, стул справа), а также в нижних частях фигур Христа и родственников умершей.

Значительная сама по себе, картина эта интересна также тем, что позволяет представить, какие навыки приобрел Репин за годы своего ученичества, с каким художественным багажом приступал он к самостоятельному творчеству. Одновременно с этой программой писался первый вариант «Бурлаков на Волге».

Картина «Воскрешение дочери Иаира» трактует традиционный «программный» сюжет — сцену евангельского чуда — как живую картину жизни. Художник естественно передал ситуацию — приход Христа в дом, где только что умерла девушка, — изобразил удивление и некоторый испуг родителей, соединенный у них с робкой надеждой. Вместе с тем картина свободна от бытовизма, жанровой будничности. Живая сцена передана как важное и значительное событие.

Такая трактовка картины показывает, что молодой Репин сумел счастливо сочетать обучение в Академии художеств с советами и рекомендациями И. Н. Крамского. Академия дала Репину не только высокое формальное мастерство рисунка и композиции, умение пластически передавать людей, ткани, предметы. Репин сумел воспринять в Академии и традиции искусства «большого стиля», монументальной картинной композиции, ее величавости. Это были традиции, которым в 20—40-х годах К. П. Брюллов и А. А. Иванов дали новую жизнь, но которые в самой Академии к 60-м и началу 70-х годов уже омертвели и только сохранили свою живую силу в педагогической системе Чистякова. Советы Крамского помогли Репину не только стать на путь нового искусства, но и осмыслить в самих академических традициях их ценные внутренние качества. Эти традиции в свою очередь способствовали тому, что реалистические задачи воспринимались Репиным в духе «большого искусства».

Известно, что Репин первое время не хотел браться за сюжет «Воскрешение дочери Иаира», считая его для себя совершенно чуждым. Он проникся им лишь тогда, когда, вспомнив о смерти своей сестры Усти, представил традиционный академический евангельский сюжет как жизненную сцену. Об этом переходе от отвлеченного традиционного к новому реалистическому представлению сюжета и свидетельствует процесс работы над композицией, как он рисуется нам по дошедшим рисуночным и живописным эскизам.

В своем окончательном виде композиция картины представляет собой умелое сочетание строгого классического построения по планам с помещением главного действия на основном втором, то есть на среднем плане, и передачи интерьера с его глубиной. Превосходно использовано освещение. Затененность интерьера в глубине и справа создает атмосферу тишины, скорби и вызывает ощущение ожидания. В тень погружены второстепенные действующие лица — родные девушки, — в то время как она сама, лежащая на ложе, и стоящий около нее Христос освещены светом светильника. Этим они выделены и акцентированы в композиции; на них, как на наиболее светлое место в картине, направляется прежде всего взгляд зрителя. Свет объединяет группу, в которой художник мастерски решил трудную задачу сочетания горизонтально и вертикально расположенных форм. Светильник как бы «поддерживает» своим вертикализмом фигуру Христа. Вместе с тем психологический «узел» композиции — лица девушки и Христа, их соприкасающиеся руки — помещен как бы в особом, отграниченном, более интимном пространстве, чем все большое пространство картины. Центральная группа выделена и тем, что она написана наиболее рельефно.

Фигура Христа полна внутренней сосредоточенности и наиболее «классична» в спокойной величавости своей позы, в строгой красоте и ритмичности драпировок. Высказывалось правильное положение, что Репин в трактовке Христа, реальной и вместе возвышенной, следует ивановской традиции.

Лицо Христа — живое и естественное в своем спокойствии и величии мудреца, его руки — это руки простого человека с набрякшими жилами; жест их предельно прост и вместе с тем торжествен. Ту же реальность без бытовизма, жизненность и классическую обобщенность видим и в трактовке головы девушки. Мертвая изображена как спящая.

Здесь перед нами начало той лирической темы сна и пробуждения в творчестве Репина, которая привлекала Репина на протяжении всего его творческого пути. Этот интерес художника к изображению спящих, который засвидетельствован подготовительным рисунком лежащей девушки для картины, далее проявляется в таких работах, как «Надя Репина» (1881), «Отдых» (1882), рисунок «Во время сна» (1901) и других.

Одежды Христа и драпировки ложа написаны пластически сильно и красиво. В них Репин обнаруживает свободное владение классическим мастерством изображения драпировок, гармонии и эмоциональной выразительности их складок, переходов от больших поверхностей к то глубоким, то мелким складкам, музыкальности их плавного ритма. Он хорошо использует контраст более сложных и многочисленных складок гиматия Христа и широких простых складок белой ткани, покрывающей ложе, чтобы усилить рельеф фигуры, придать ей спокойную величавость.

Даже частично недописанный натюрморт у изголовья умершей выразителен силой передачи вещественности, материалов скатерти с бахромой, тяжелого металла чаши и светильника, лишь верхняя часть которого и огонь полностью написаны. Редкой красоты игра теплого желтого света на холодном, приглушенном серовато-белом цвете драпировки ложа свидетельствует не только о мастерстве будущего великого колориста, но и о содержательности его живописных исканий и достижений. Свет использован психологически. Своей теплотой, разливающейся по холодному белому драпировки, он знаменует вновь вливающуюся в омертвевшее тело жизнь.

Разделяя картину освещением по диагонали на более светлую левую и погруженную в тень правую стороны, Репин вместе с тем достигает колористической обобщенности полотна. Он пишет белую драпировку ложа в полутоне; освещенный светом светильника, красный хитон Христа находит отклик в темно-красном занавесе и далее — в одеждах человека. Точно так же на металле утвари, на полу справа как бы замирают последние отблески света, который сосредоточен на ложе. Вся красочная гамма картины хорошо сгармонирована и сдержанностью звучания цветовых пятен соответствует тому общему чувству возвышенности и величавой сдержанности драматической сцены, которым проникнута картина.

Репин вспоминал впоследствии, что когда он делал подмалевок картины, располагая основные массы светотени, то «общее впечатление было почти «музыкальным» (Репин И.Е. Далекое – близкое. – М., 1964. С. 446.) Он сумел сохранить эту музыкальность и в дальнейшем как в расположении света и тени, так и в красочной гамме картины и в ее ритмическом построении. Уже в этом раннем произведении Репина счастливо проявилось то, что зрительные представления часто облекались у него в музыкальные образы, и, наоборот, образы музыкальные в сознании художника перевоплощались в чисто живописные.


Тюменева Г.А. Музыка в жизни Репина. // Художественное наследство. И.Е. Репин. Т.1. – М.; Л., 1948. С. 548.



Среди персонажей картины кроме Христа и умершей следует особенно отметить старика отца. В изображении его головы мы можем видеть одно из самых первых проявлений того репинского психологизма, который мы найдем позднее и в портретах и в персонажах сюжетных композиций. Вместе с тем здесь Репин увлечен передачей особой, скорбной красоты старости. Это то, что позднее обнаружится в «Еврее на молитве» (1875). В этом психологизме, красоте старости и интересе к восточным типам воплощается увлечение Репина Рембрандтом, которого он копировал. Это «рембрандтовское» начало в картине сочетается с «ивановским» на редкость удачно, свидетельствуя и о познаниях молодого художника, и о его умении найти нужные традиции для решения сложной задачи реалистической трактовки старого традиционного сюжета.


Федоров-Давыдов А. А. И. Е. Репин. М.: Искусство, 1989. C. 8—9.

изображения:

статьи:

биография художника: