Репин, Илья Ефимович. Портрет П.А. Стрепетовой. 1882. ГТГ
Холст, масло. 61 х 50
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 734
Периоды
  • XIX в. (четвертая четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • портрет
Эпоха, стиль, направление
  • реализм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Репин И.Е. Далекое – близкое. – М., 1964; Репин И.Е. Статьи и материалы. Т. 1—2. – М.; Л., 1948—1949 («Художественное наследство...»); Новое о Репине. – Л., 1968; Репин И. Е. и Толстой Л. Н. Переписка в 2-х томах. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Стасов В. В. Переписка в 3-х тт. – М.; Л., 1948-1950; Возвращение не состоялось...(из переписки с И.Е. Репиным) // Сов. архивы. 1991. N 3; Илья Ефимович Репин. Альбом / Автор текста и составитель альбома Н.Д. Моргунова-Рудницкая. – М.: Искусство, 1970; И.Е. Репин. Живопись. Графика: Альбом. Л., 1985; И. Е. Репин. 1844-1930: К 150-летию со дня рождения: Каталог выставки. М., 1994; Аленов М.А., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI – начала XX века. – М.: Искусство, 1989; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII – начала XX века. – М.: Искусство, 1973; Грабарь И.Э. Репин. В 2 тт. – М., 1963-1964; Ельшевская Г. В. Илья Репин. М., 1996; Лясковская О. И. Е. Репин. 2-е изд. – М., 1962; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / Под ред. Н. Г. Машковцева. – М., 1963; Ракова М. М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. М.: Искусство, 1979; Рогинская Ф.С. Передвижники. Товарищество передвижных художественных выставок. Альбом. – М.: Арт-Родник. 1997; Стернин Г.Ю. Илья Ефимович Репин. – Л., 1985; Федоров-Давыдов А. А. И. Е. Репин. М.: Искусство, 1989; Чуковский К. И. И. Репин. – М., 1983.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
61 х 50
Источники
Федоров-Давыдов А. А. И. Е. Репин. М.: Искусство, 1989. С.44.
Тело статьи/биографии :

Впервые Репин зарисовал актрису П. А. Стрепетову в 1878 году в различных ролях, сделав семь набросков на одном листе. Затем, в 1881 году, он изобразил ее в роли Лизаветы в пьесе Писемского «Горькая судьбина». Рассматриваемый портрет был написан в тот период, когда художник искал образ для картины «В одиночном заключении». Этим, очевидно, обусловлен этюдный характер портрета, оставшегося незаконченным, и то, что Репин так подчеркнул в нем глубокий трагизм натуры Стрепетовой, ее скрытую душевную муку и высокое духовное благородство, мужество и силу воли, с которыми она сдерживает свою муку. Поэтому он и изображает ее с распущенными волосами, так сказать, не в «портретном» виде.

В поисках образа революционерки Репин остановился на Стрепетовой не случайно. Характерно, что в известном портрете актрисы, тогда же писанном Ярошенко, она вышла у него похожей на образы его курсисток, представительниц молодежи, из которой вербовались деятельницы революционного движения. В ее задумчивом и скорбном облике современники видели выражение той «печали не о своем горе», о щемящей душу выразительности которой писал в связи с подобными образами Г. Успенский. Эту затаенную душевную скорбь Репин передал в лице Стрепетовой с присущей ему пластической силой. Особенно впечатляющи ее затененные глаза и полуоткрытые, словно пересыхающие от внутреннего испепеляющего огня губы. Боковое освещение с контрастами освещенных и затененных частей лица «по-рембрандтовски» эмоционально выразительно. Для того чтобы лучше выявить объем головы, Репин освещает фон в обратном направлении, окрашивая его справа более светлым, зеленовато-охристым, и слева более темным, красноватым, цветами. Это те цвета, в которых писан весь портрет. Его общая теплая красно-рыжеватая гамма соответствует душевной тревоге Стрепетовой, напряженности трагического звучания ее образа. Тонкая же разработка этих цветов на лице придает ему легкую воздушность — это как бы внешнее выражение его одухотворенности.

Благодаря незаконченности портрета особенно ясно выступает живописная манера художника, его письмо энергичными лепящими форму мазками. Зритель получает огромное эстетическое наслаждение от созерцания этой лепки форм, от пластической материальности, с которой выявлено духовное содержание. Это то, что Гегель великолепно выразил, сказав: «Чувственное в искусстве одухотворяется, так как духовное выступает в нем, как получившее чувственную форму».


Федоров-Давыдов А.А. И.Е. Репин. М.: Искусство, 1989. С. 44.

изображения:

статьи:

биография художника: