Репин, Илья Ефимович. Портрет П.М. Третьякова. 1901. ГТГ
Холст, масло. 110 х 132
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Периоды
  • XX в. (первая четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • портрет
Эпоха, стиль, направление
  • реализм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Репин И.Е. Далекое – близкое. – М., 1964; Репин И.Е. Статьи и материалы. Т. 1—2. – М.; Л., 1948—1949 («Художественное наследство...»); Новое о Репине. – Л., 1968; Репин И. Е. и Толстой Л. Н. Переписка в 2-х томах. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Стасов В. В. Переписка в 3-х тт. – М.; Л., 1948-1950; Возвращение не состоялось...(из переписки с И.Е. Репиным) // Сов. архивы. 1991. N 3; Илья Ефимович Репин. Альбом / Автор текста и составитель альбома Н.Д. Моргунова-Рудницкая. – М.: Искусство, 1970; И.Е. Репин. Живопись. Графика: Альбом. Л., 1985; И. Е. Репин. 1844-1930: К 150-летию со дня рождения: Каталог выставки. М., 1994; Аленов М.А., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI – начала XX века. – М.: Искусство, 1989; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII – начала XX века. – М.: Искусство, 1973; Грабарь И.Э. Репин. В 2 тт. – М., 1963-1964; Ельшевская Г. В. Илья Репин. М., 1996; Лясковская О. И. Е. Репин. 2-е изд. – М., 1962; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / Под ред. Н. Г. Машковцева. – М., 1963; Ракова М. М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. М.: Искусство, 1979; Рогинская Ф.С. Передвижники. Товарищество передвижных художественных выставок. Альбом. – М.: Арт-Родник. 1997; Стернин Г.Ю. Илья Ефимович Репин. – Л., 1985; Федоров-Давыдов А. А. И. Е. Репин. М.: Искусство, 1989; Чуковский К. И. И. Репин. – М., 1983.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
110 х 132
Источники
http://www.locman.net/Cities/slide.php?town=Moscow&page=index17&image=56
Тело статьи/биографии :

И. Е. Репин неоднократно портретировал Павла Третьякова — эта работа наиболее удачная, хотя общая концепция произведения повторяет портрет почти двадцатилетней давности.


* * *


В истории художественного собирательства Павлу Михайловичу Третьякову (1832—1898) принадлежит совершенно особое место. На протяжении 42 лет, начиная с 1856 года, когда им были сделаны первые приобретения, он настойчиво осуществлял высокую благородную цель — «собрать русскую школу, как она есть в последовательном своем ходе». Опираясь на опыт своих предшественников, Третьяков шел самостоятельным путем. Заинтересованный свидетель подъема, который переживало русское искусство во второй половине XIX века, он живо откликался на новые явления отечественной культуры и искренне приветствовал каждый успех русской живописи, заботясь о том, чтобы все, отмеченное истинным талантом, попадало в его собрание.

Авторитет Третьякова был огромен. Когда его высокая худощавая фигура появлялась в мастерской живописца — это становилось событием в жизни художника, особенно начинающего. Нередко художники — и молодые и маститые — шли на значительные уступки Третьякову в цене, так как покупка их картины означала общественное признание и рассматривалась как честь. Главное внимание Третьякова было обращено на современное ему искусство демократического направления, с успехами которого он связывал надежду на будущее русской живописи. В передвижниках — И. Н. Крамском, В. Г. Перове, В. И. Сурикове, И. Е. Репине, В. М. Васнецове — Третьяков видел близких себе по духу и убеждениям художников, а они в нем — «своего» собирателя. Но он не ограничивал свои интересы творчеством только передвижников, а собирал гораздо шире, умел видеть молодые таланты, угадывать новые художественные направления. Ему в высшей степени было присуще понимание живой связи прошлого и настоящего в развитии отечественной культуры. Искусство начала XIX века, живопись восемнадцатого столетия, а позже и древнерусское искусство — все это постепенно входило в собрание Третьякова, представляя русскую живопись в ее историческом развитии.

Современники высоко оценивали деятельность Третьякова. «Он довел свое дело до грандиозных, беспримерных размеров, и один вынес на своих плечах вопрос существования целой школы русской живописи. Колоссальный, беспримерный подвиг», — писал Репин.

К 1892 году, моменту передачи галереи Москве, в собрании Третьякова насчитывалось около двух тысяч произведений. До конца жизни он оставался попечителем галереи и неутомимо заботился о ее пополнении.


Былого летопись живая… Москва и москвичи. Картины из собрания Третьяковской галереи. — М.: Авангард, 1997. С. 98.

изображения:

статьи:

биография художника: