Репин, Илья Ефимович. Отдых. 1882. ГТГ
Холст, масло. 140 х 91,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 732
Периоды
  • XIX в. (четвертая четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • жанровая сцена
Эпоха, стиль, направление
  • реализм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Репин И.Е. Далекое – близкое. – М., 1964; Репин И.Е. Статьи и материалы. Т. 1—2. – М.; Л., 1948—1949 («Художественное наследство...»); Новое о Репине. – Л., 1968; Репин И. Е. и Толстой Л. Н. Переписка в 2-х томах. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Стасов В. В. Переписка в 3-х тт. – М.; Л., 1948-1950; Возвращение не состоялось...(из переписки с И.Е. Репиным) // Сов. архивы. 1991. N 3; Илья Ефимович Репин. Альбом / Автор текста и составитель альбома Н.Д. Моргунова-Рудницкая. – М.: Искусство, 1970; И. Репин. Живопись. Графика: Альбом. Л., 1985; И. Е. Репин. 1844-1930: К 150-летию со дня рождения: Каталог выставки. М., 1994; Аленов М.А., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI – начала XX века. – М.: Искусство, 1989; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII – начала XX века. – М.: Искусство, 1973; Грабарь И.Э. Репин. В 2 тт. – М., 1963-1964; Ельшевская Г. В. Илья Репин. М., 1996; Лясковская О. И. Е. Репин. 2-е изд. – М., 1962; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / Под ред. Н. Г. Машковцева. – М., 1963; Ракова М. М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. М.: Искусство, 1979; Рогинская Ф.С. Передвижники. Товарищество передвижных художественных выставок. Альбом. – М.: Арт-Родник. 1997; Стернин Г.Ю. Илья Ефимович Репин. – Л., 1985; Федоров-Давыдов А. А. И. Е. Репин. М.: Искусство, 1989; Чуковский К. И. И. Репин. – М., 1983.
Место создания
Санкт-Петербург, Россия
Размер
140 х 91,5
Источники
Федоров-Давыдов А. А. И. Е. Репин. М.: Искусство, 1989. С. 50.
Тело статьи/биографии :

Портрет жены художника, Веры Алексеевны Репиной, — один из характерных случаев превращения портрета в жанровую картину. Всегда интересовавшая Репина тема сна, ее лирическая привлекательность получила в этой картине законченное, полное выражение.

В изображении молодой женщины, безмятежно и уютно уснувшей в кресле, Репин создает образ, полный покоя, счастья, теплоты и поэзии. Согретое глубоко личным чувством, это изображение приобретает социальное звучание в своей поэтизации простого человеческого существования, в лирике семейных будней. Содержательность решения темы составила основу того, что этюдный мотив смог получить законченное картинное решение. Художник удачно нашел нужный для этого масштаб фигуры и ее отношение к свободному фону.

Обаятельная лирика лица спящей женщины, в сущности, не слишком красивого и, главное, самого по себе не слишком привлекательного, скорее, недоброго. Но это смягчено тем, что принесла с собой сонная мечта, и тем, что привнесено от чувства самого художника. Как обычно у Репина, выразительны руки с длинными нервными пальцами. Эти руки своеобразной грацией характерности, а не красоты, словно живущие своей жизнью, напоминают руки чиновника в картине «Арест пропагандиста».

Репин лишь слегка намечает стену и пол интерьера, не выявляя его глубины, и в общем дает изображение на нейтральном фоне, тем самым как бы специфически «подавая» его зрителю. Фигура спящей почти целиком умещается в пределах контура кресла. Этим достигается простота и обобщенность всей массы, четко рисующейся на более светлом фоне. Только левая рука, подпирающая голову, выходит за пределы этого общего контура, как наиболее выразительная деталь, непосредственно соседствующая с лицом. Это подчеркивает сдвинутость головы к свободному фону. На три четверти помещенная на фоне кресла, голова таким образом как бы выводится вперед. Как и в портрете Дельвига, сдвиг головы в сторону свободного фона усиливает ее объемность и зрительно ее акцентирует. Внутри общего замкнутого контура Репин дает сложный, зрительно красивый и интересный разворот тела спящей. Благодаря сложности этого разворота тела изображение простого мотива свободно от монотонности и не выглядит бедным. То, что зритель, сразу охватив взглядом всю фигуру в кресле, затем может постепенно прослеживать, переживать сложность ее позы, придает изображению богатство и внутреннюю жизнь, делает его не этюдом, а картиной.

Аналогично и колористическое решение картины. Оно почти монохромно, очень обобщено в целом и богато разработано в частностях внутри этого целого.

Темно-бордовое платье спящей близко по цвету к вишневому бархату кресла. Но бордовое платье дано в двух оттенках разных материй. Одна из них имеет белые пятнышки узора, в которых как бы размельчаются, заканчиваясь, светлые пятна, которые с наибольшей силой звучат в лице и руках, подчеркнутых белизной кружев и манжеток. Как композиция масс представляет собой медленное развитие частностей внутри единого целого, так и колористическая гамма картины являет нам решение на сближенных цветах, где оттенки развиваются внутри объединенной одним ведущим цветом массы. Эта внутренняя тихая жизнь формы и цвета передает лирику сна, его тишину, где эмоциональная жизнь плавно медлительна и безмолвна, где все «под сурдинку».


Федоров-Давыдов А.А. И.Е. Репин. М.: Искусство, 1989. С. 50.

изображения:

статьи:

биография художника: