Юдифь и Олоферн
Холст, масло. 145 x 195
Национальная галерея искусства, Рим
http://www.artchive.com/artchive/ftptoc/caravaggio_ext.html
Периоды
  • XVI в. (четвертая четверть)
Вид искусства
  • живопись
Жанр
  • религиозная композиция
Эпоха, стиль, направление
  • барокко
Образовательный уровень
  • основная школа
  • начальная школа
  • самообразование
Место создания
Рим, Италия
Размер
145 x 195
Источники
Mark Harden's Artchive, http://artchive.com/ftp_site_reg.htm
Тело статьи/биографии : Юдифь, богатая и красивая вдова из города Ветилуе была уважаема за набожность. Когда ассирийская армия под предводительством Олоферна осадила Ветилуе, Юдифь пробралась во вражеский лагерь. Дав Олоферну ложные сведения о ситуации в осажденном городе, Юдифь снискала его расположение: Олоферн пригласил ее на вечеринку. Дождавшись когда Олоферн напьется пьян, Юдифь отрубила ему голову. Голову Олоферна она отнесла в родной город. На следующий день, выставив на обозрение врагам голову их военачальника, израильтяне прогнали ассирийцев от стен своего города.
Библейские сюжеты Караваджо трактует весьма необычно, дерзко идет наперекор сложившимся стереотипам. В эпоху Возрождения Юдифь всегда изображалась как героиня, совершившая подвиг. Караваджо, напротив, впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону этого события.
На картине изображены покои Олоферна. В левой части композиции обнаженный полководец лежит на своей кровати, увенчанной великолепной красной драпировкой. Справа стоят Юдифь и старуха-служанка, оттянувшая в сторону подол платья своей госпожи — вероятно, чтобы не дать ему запачкаться кровью. На лице Юдифи читается явное отвращение к тому, что она вынуждена сделать, тем не менее девушка полна решимости довести свое дело до конца. Изящной красоте юной израильтянки художник противопоставляет грубый натурализм самой сцены убийства. Олоферн показан в самый страшный момент — момент, когда человек расстается с жизнью. Художник удивительно точно подметил и запечатлел на полотне анатомические и физиологические особенности, сопровождающие смерть. Закатившиеся глаза Олоферна свидетельствуют о том, что его сознание угасло, между тем в его сведенном предсмертной судорогой теле еще теплится огонек жизни: рот военачальника раскрыт в отчаянном вопле, одна рука сжалась в кулак, другая инстинктивно цепляется за постель.

изображения:

биография художника: